Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.
примерами. Материал разбит по классам и темам (аналогично программе). Теоретические сведения хорошо воспринимаются, так как собраны и при ведены в отдельной книге-справочнике (кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения). Раздел «Синтаксис» начинается, как и в программе Т. А. Ладыжен ской, с общих сведений о сложном предложении. Здесь мы впервые знако мимся с понятием бессоюзное сложное предложение: «Бессоюзным назы вается сложное предложение, в котором простые предложения связывают ся друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов» [1, с. 79]. На наш взгляд, в данном учебнике дается более полное и точное определение бессоюзных конструкций, в отличие от учебника С. Г. Барху дарова. Во-вторых, классификация бессоюзных сложных предложений в данном УМК основана на семантическом принципе, как и в научной грам матике. Обучение бессоюзным сложным предложениям основывается на изученном материале о сложносочиненных и сложноподчиненных пред ложениях и строится на сопоставлении бессоюзных конструкций с союз ными. Авторы подразделяют бессоюзные предложения на следующие ти пы: со значением одновременности и последовательности, противопостав ления, времени и условия, причины и следствия, пояснения, дополнения. В зависимости от значения предложения ставятся знаки препинания (точка, точка с запятой, тире, двоеточие). В конце параграфа дана таблица, обоб щающая полученные сведения: Знаки Значение Как проверить? > одновременность и последовательность по смыслу - а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие союзами а, но и др. союзами когда и если союзом так что а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что В книге «Русский язык. Практика. 9 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений» [3, с. 79-98] помещены практические материалы для уроков русского языка по синтаксису и пунктуации. Все упражнения и задания построены в соответствии с программой и основным учебником курса «Русский язык. Теория». Большое внимание уделяется работе над интона цией, которая влияет на смысл предложения. Причем интонация объясня ется, например, в упр. 185 на с. 88: «В бессоюзном сложном предложении интонация должна быть более отчетливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части». В упражнениях даются различные виды разборов, в том числе и синтаксический, задания на составление схем предложений, работа по оп 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz