Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

ложения». Авторы дают следующее понятие бессоюзного сложного пред­ ложения: «Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными» [5, с. 7]. На наш взгляд, не очень удачная формулировка, так как авторы не акцентируют внимание школьников на то, какими сред­ ствами связываются части сложного бессоюзного предложения. В научной грамматике классификация бессоюзных предложений строится по струк- турно-семантическому принципу, но авторы данного учебника группиру­ ют такие конструкции в зависимости от знаков препинания (точка, точка с запятой, тире, двоеточие), которые ставятся между предикативными час­ тями и отражают определенные значения (перечисления, причины, пояс­ нения, дополнения, противопоставления, времени и условия, следствия). С точки зрения авторов, это вызвано методическими соображениями: слож­ ностью пунктуации в бессоюзном сложном предложении и необходимо­ стью выработки у школьников пунктуационных навыков, что легче дости­ гается при обобщении сведений об употреблении отдельных знаков пре­ пинания. Под знаком ► даётся теоретический материал. Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. В учебнике также даётся материал для словарной работы: сло­ ва в рамках. Все задания практических упражнений сводятся, в основном, к списыванию и расстановке пропущенных знаков препинания (например, упр. 139 на с. 59, 140 на с. 60, упр. 144 на с. 61, упр. 145 и 146 на с. 62 и т.д.). Почти во всех упражнениях дается задание: прочитайте бессоюзные сложные предложения, соблюдая правильную интонацию (например, упр. 138 и 139 на с. 59, упр. 142 на с. 60, упр. 143 на с. 61, упр. 145 на с. 62 и т.д.), что, на наш взгляд, немаловажно для удачной расстановки знаков препинания. Есть задания по составлению предложений (упр. 143 на с. 61, упр. 151 на с. 64, упр. 155 на с. 65, упр. 156 на с. 66), по составлению схем предложений (упр. 139 на с. 59, упр. 141 на с. 60, упр. 146 и упр. 147 на с. 62). Материал для упражнений подобран на основе произведений рус­ ской классики. 2.2.2. УМК В. В. БАБАЙЦЕВОЙ [1, с. 224-226; 3, с. 79-98] Принципиально отличается своим построением, структурой, подбо­ ром материала учебный комплекс В. В. Бабайцевой. Во-первых, существу­ ет три вида учебников (отдельные книги), где материал расположен в со­ ответствии со своим назначением, то есть книга первая: «Русский язык. Теория. 5-9 класс»; книга вторая: «Русский язык. Практика. 9 класс» и, на­ конец, книга третья: «Русская речь». В книге «Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический материал для уроков по всему школь­ ному курсу, где последовательно излагаются основы науки о русском язы­ ке, орфографические и пунктуационные правила, которые сопровождаются 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz