Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

по пунктуации: - правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Бес­ союзное сложное предложение» по программе Т. А. Ладыженской: - Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Бес­ союзное сложное предложение» по программе В. В. Бабайцевой: - Значения сложных бессоюзных предложений. - Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Знания, которые должны получить ученики при изучении темы «Бес­ союзное сложное предложение» по программе М. М. Разумовской: - Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. - Интонация бессоюзного сложного предложения. - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Таким образом, все рассматриваемые программы применимы в со­ временной школе. Их авторы ставят одинаковые задачи: научить ребят ви­ деть сложные бессоюзные предложения, определять их значения, уметь передавать с помощью интонации различные смысловые отношения меж­ ду частями бессоюзного сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить замену бессоюзных предложений союзны­ ми и наоборот, объяснять различия в их строении и значении. Рассмотрим, как тема «Бессоюзное сложное предложение» представ­ лена в школьных учебниках, соответствующих данным программам. 2.2. УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Сравним, какие теоретические материалы и практические задания по теме «Бессоюзное сложное предложение» даются в школьных учебниках по русскому языку для 9 класса С. Г. Бархударова (далее - учебник С. Г. Бархударова), в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой (далее - УМК В. В. Бабайцевой), в учебнике под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта (далее - УМК М. М. Разумовской). 2.2.1. УЧЕБНИК С. Г. БАРХУДАРОВА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАСС» [5, с. 58-66] Книга разделена на три основных раздела, второй из которых «Сложное предложение». В него входит тема «Бессоюзные сложные пред­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz