Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

7. Определите дискуссионный момент в определении сложносочи­ ненных предложений в учебнике [6]: Сложносочиненными называются сложные предложения, в кото­ рых части являются равноправными по смыслу и соединяются сочини­ тельными союзами и интонацией. Части сложносочиненного предложе­ ния не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое [6, с. 28]. 8. Оцените корректность задания в упр. 86 и «Советы помощника» и упр. 100 из учебника [6]: Упр. 99. Используя приведенные союзные слова, придумайте и запи­ шите такие варианты продолжения предложения, чтобы получились придаточные определительные: Мы гуляли в старом саду, кото­ рый/что/где/куда/откуда... Сделайте вывод: можно ли определить тип придаточной части сложноподчиненного предложения только по союз­ ному слову? [6, с. 61]; Советы помощника: Следует различать некоторые придаточные изъяснительные и определительные. Придаточные изъяснительные, от­ носящиеся к именам существительным, присоединяются с помощью сою­ зов: Меня тревожила мысль (о чём?), что я не успею на последний авто­ бус. Придаточные определительные, относящиеся к именам существи­ тельным, присоединяются с помощью союзных слов: Опасения (какие?), что тревожили меня уже неделю, наконец-то рассеялись [6, с. 67]; Упр. 100. Продолжите предложения, употребив после главной час­ ти придаточную часть указанного в скобках вида. 1) Я люблю эти книги, что... (прид. определит.). 2) Мне показалась интересной мысль, что... (прид. определит.). 3) Всё-таки я сомневаюсь, что... (прид. изъяснит.). 4) Иван наконец-то понял, что... (прид. изъяснит.). [6, с. 67]. 9. К заданиям повышенной сложности в учебнике [6] отнесено сле­ дующее задание. Почему? Упр. 104. В каких предложениях более важной в смысловом отноше­ нии является придаточная часть, в каких - главная? В каких предложени­ ях позицию придаточной части можно изменить? Прочитайте их, изме­ нив место придаточной части по отношению к главной. Какая из преди­ кативных частей в каждом предложении стала более значимой в смысло­ вом отношении? Почему вы так думаете? [6, с. 69]. 10. Определите тип предложения, представленного в примечании в учебнике [7]. Прокомментируйте текст примечания: Сложноподчиненным предложениям с придаточными условными си­ нонимичны предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение условного, например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.) [7, с. 59]. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz