Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

2. Сестра получила письмо, оно было написано по-английски, и сест­ ра его не поняла. (Сделаны те же три утверждения, однако благодаря союзу И воз­ никают причинно-следственные связи между фактом «написано по- английски» и фактом «сестра не поняла»: не поняла, так как недоста­ точно знает английский язык или совсем не знает.) [3, с. 37] 4. Оцените трудности в определении смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, если учесть, что обучающиеся усвоили следующие темы: «Сложносочиненные предложения с соедини­ тельными союзами» (выражаются отношения: одновременность, последова­ тельность действий и причинно-следственные отношения), «Сложносочи­ ненные предложения с разделительными союзами» (выражаются отноше­ ния: чередования и взаимоисключения), «Сложносочиненные предложения с противительными союзами» (одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому) (знаки препинания надо расставить): 1. В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы (А. Чехов). 2. Всё проходит да не все забывается (И. Бунин). 3. В открытое окно дышала тёплая и мягкая ночь и где-то далеко подчёркивая тишину комнаты гармонично стрекотали кузнечики (Л. Анд­ реев) [3, с. 45]. 5. Насколько корректны, по-Вашему, следующие высказывания: 1) Какое из предложений более точно выражает причинные отно­ шения между двумя ситуациями? 1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий. 2. Переходитьреку опасно, потому чтолёд ещё очень тонкий [3,с. 52]. 2) Придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению. Например: Возьми книгу (какую книгу?), которая лежит на верхней полке. Мать поняла (что поняла?), что ребёнок заболел. Всеуже были дома (когда все были дома?), когда я вернулся [3, с. 44]. Какие положения типологии сложного предложения отражают эти задания? 6. Какой классификации придаточных предложений придерживаются авторы школьных учебников? 1) Существуют три наиболее широкие по значению группы сложно­ подчиненных предложений с придаточными: а) определительными; б) изъ­ яснительными; в) обстоятельственными [3, с. 72; см. также: 1, с. 74-75]; 2) Основные виды придаточных по значению: подлежащные, сказу- емные, определительные, дополнительные, обстоятельственные [2, с. 85; см. также: 8, с. 274-275]. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz