Иванищева О. Н. Синтаксис современного русского литературного языка: курс лекций. Мурманск, 2018.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонаций [5, с. 88]; Сложное предложение имеет в своём составе не менее двух грам­ матических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство [1, с. 37]; Сложное предложение можно определить как сочетание простых предложений, в котором образующие его части не обладают всеми свой­ ствами простого предложения. Они не имеют главного свойства предло­ жения как коммуникативной единицы - смысловой и интонационной за­ конченности. <...> Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единст­ во [3, с. 24]; Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и особенностям произношения в одно целое [7, с. 20]. Обсудите в группе, какой из признаков сложного предложения был усвоен обучающими в 5 классе, как осуществляется основной принцип обучения - от простого к сложному. 2. Проанализируйте представление информации о связи частей сложного предложения. Сделайте вывод о том, насколько учтен тот факт, что отношения между частями сложносочиненными предложениями по­ добны открытым и закрытым сочинительным связям (открытые - соедини­ тельные и разделительные; закрытые - противительные, сопоставитель­ ные, сопоставительно-соединительные, градационные и пояснительные); а также факт наличия переходных случаев между сочинением и подчинением: Средства связи не только объединяют части в сложное предложе­ ние, но и выражают смысловые отношения между простыми предложе­ ниями. Сравните: 1. Лето было знойное, и ледники в горах начали таять. 2. Так как лето было знойное, ледники в горах начали таять. Какое пред­ ложение сложносочиненное, какое — сложноподчиненное? В каком пред­ ложении причинные отношения выражены более явно? Благодаря чему? [3, с. 27]. 3. Как представлена роль знаков препинания в следующих утвер­ ждениях? Насколько Вы согласны с выводами авторов учебника? Сопоставьте по смыслу предложения. Что делает различным по­ нимание смысла данных предложений? 1. Сестра получила письмо. Письмо было написано по-английски. Се­ стра его не поняла. (Изложены три факта - сделаны три утверждения.) 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz