Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

Поэтому подчас неясно, в какую группу записывать слово и словосоче­ тание. «Остатки» лексической системы, которые еще удается записать и исследовать в исчезающем языке, указывают на тот факт, что основным фактором сохранения языка и его лексики в том числе является востре­ бованность в деятельности этноса, будь то деятельность практическая (промыслы, например) или осознание своего места в мире (лексика духовной культуры). Поэтому в следующем словаре нами была выдвинута гипотеза о другом расположении слов кильдинского саамского языка (не по тема­ тическим группам, как в «Словаре лексики духовной культуры коль­ ских саами» [ИБ] и «Словаре лексики традиционных промыслов и хо­ зяйственных занятий кольских саамов» [ИЭ]). В словаре «Зоонимикон кильдинского диалекста саамского язы­ ка» [ИМ] мы пришли к мысли использовать другую схему описания животного: I блок (биологическая информация) 1 ) описание животного (частей тела); 2 ) среда обитания, питание; 3) рождение детенышей; 4) виды животного (цвет); II блок (значение для человека) 5) предмет охоты, ловли/домашнее животное: 6 ) значение для человека (что человек получает от этого живот­ ного); 7) условия выращивания животного; III блок (фольклор) 8 ) образы животного в сказках, мифах, гаданиях, верованиях, шаманстве, литературе; 9) метафорический облик (пословицы, поговорки, эпитеты, ме­ тафоры); 1 0 ) прозвища (сравнения с человеком); 1 1 ) клички. В данной схеме более или менее четко, как нам кажется, опреде­ лены концептуальные границы двух полей: Вселенная и Человек - биологические характеристики животного и его значение в жизни и деятельности человека. Используя термины А. Вежбицкой, их можно назвать функциональными и топографическими признаками. В наших работах это обозначено как описание и роль. Третий блок (фольклор) мыслится нами как отображение дологического представления (см.: на 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz