Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

жанием на привязи и иманием {Быть освобожденным от игны; Бить­ ся (на аркане))', Другие действия оленя {Опрокидывать; Поднять на рога; Разжиреть; Дохнуть, сдохнуть; Превращать землю в пыль; Защищаться от насекомых)-, Корм оленей; Болезни оленей и гнус {Названия болезней оленя; Названия гнуса)', Разделы поля: ОЛЕНЕВОДЫ И ОЛЕНЕВОДЧЕСКИЕ ОБЪ­ ЕДИНЕНИЯ; СНАРЯЖЕНИЕ ОЛЕНЕВОДА; РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ОЛЕНЕЙ; ОЛЕНЕГОННАЯ СОБАКА; МЕСТА И СООРУЖЕ­ НИЯ ДЛЯ ВЫПАСА, СОДЕРЖАНИЯ, ПОДСЧЕТА И ВЫБРАКОВКИ ОЛЕНЕЙ; Раздел поля: ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И ВЫПАСОМ ДОМАШНИХ ОЛЕНЕЙ (Действия, связанные с содержа­ нием оленей (Держать ; Пасти', Таврить; Накормить досыта', Охра­ нять', Стать пастухом', Обзавестись оленем', Лишиться оленей)', Дей­ ствия, связанные с перегоном оленей; Действия, связанные с обучени­ ем оленей; Действия, связанные с кастрацией оленей; Действия, свя­ занные с содержанием оленей на привязи; Действия, связанные с дое­ нием оленей; Действия, связанные с выпасом); Раздел поля: УПРЯЖНО-НАРТЕННОЕ ОЛЕНЕВОДСТВО; Раздел поля: ВЬЮЧНОЕ ОЛЕНЕВОДСТВО; Раздел поля: ЗАБОЙ ОЛЕНЕЙ; Раздел поля: ВЫДЕЛКА ОЛЕНЬИХ ШКУР (Шкуры по возрасту оленя; Шкуры по назначению; Шкуры по качеству; Шкуры по степени выделки; Действия, связанные с выделкой шкур). Разделение слов на тематические группы выявило много несоот­ ветствий, что всегда происходит, когда в основу тезауруса кладется принцип тематической группы: часто слова входят не в одну группу, а принадлежат нескольким, неясны основания разделения групп, часто они субъективны, потому что у исследователя нет достаточно знаний в области культуры конкретного народа и др. О недостатках принципа расположения по тематическим разделам писали многие, в том числе Ш. Балли во «Французской стилистике» [21, с. 153]. Трудности и сомнения в правильности выбранного пути «обес­ печивают» для нас и грамматические особенности кильдинского саам­ ского языка, в частности распространенный вид грамматической связи соположение (например, единство (спаянность) слова в его смысловом отношении в словосочетании: вунтас рыннт - песчаный берег; оаресь пуаз - самец оленя) наряду со словом {вуайя - небольшая речка в боло­ те; арехь - годовалый самец оленя; вубресь - трехлетний олень-самец). 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz