Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

это отражение неких смыслов (которые можно назвать концептосферой и которые синтезируются в смыловом пространстве при общении) или готовые «штампы», которые возникают в памяти человека, заданные готовой языковой системой, отражающие уже сложившиеся в результа­ те тысячелетий развитые грамматические и лексические структуры (то, что можно назвать языковой картиной мира)? как компенсируются ла­ куны в понятийной системе, если принять точку зрения, что все кон­ цепты есть в каждой картине мира, у каждого народа, но слов для обо­ значения понятий нет? Во-вторых, в своих рассуждениях по поводу концептуальных границ мы основываемся на положении, что тезаурус отражает картину мира, а она является когнитивным конструктом, «заменяющим» в ментальных структурах и механизмах тот фрагмент мира, с которым так или иначе имеет дело человек [97, с. 37], а фрагмент языковой кар­ тины мира являются частью идеи возможности и желания конструиро­ вать, а не реконструировать. Таким образом, можно утверждать, что картина мира - это знак, замещающий реальность. Возьмем в качестве примера субполе «Олень», которое принад­ лежит к полю Вселенная (Животный мир). В «Словаре лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов (на материале кильдинского диалекта саам­ ского языка)» [ИЭ] представлено субполе «Олень» со следующими частями: субполе- разделы поля - подразделы поля - группировки поля. Раздел поля: ОЛЕНЬ КАК ЖИВОТНОЕ Самец оленя (Самец оленя по возрасту, Самец оленя по способ­ ности (неспособности) к воспроизводству; Теленок оленя от полугода до полутора лет); Олень по роли в стаде; Олень по хозяйственному применению; Олень по месту в упряжке; Олень по наличию (отсут­ ствию) рогов; Олень по выносливости; Олень по нраву, характеру; Олень по внешнему виду; Масти оленей; Дареные олени; Стадо оле­ ней; Действия оленя; Действия оленя, связанные с движением (Бе­ жать рысцой; Помчать, понести; Мчаться в карьер; Идти шагом; Бежать, мчаться; Ходить кругом; Бросаться (с места); Бежать галопом; Мчаться, нестись)', Действия оленя, связанные с физиологи­ ческими потребностями (Кормиться; Есть грибы (об оленях); Жевать; Голодать; Освободиться от шкурки)', Действия, связанные с отелом (Телиться; Родиться)’, Действия, связанные с пребыванием в стаде (Быть в стаде; Собраться в кучу (о стаде); Бежать (о стаде); Раз­ бредаться; Отбиться от стада)’, Действия оленя, связанные с содер­ 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz