Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

Предисловие Цель настоящего пособия - изложение некоторых проблем и ме­ тодов современной прикладной лингвистики. В науке до сих пор нет единого понимания феномена «приклад­ ная лингвистика». Понятие «прикладная лингвистика» выделяется на фоне других разделов современного языкознания - теоретического и практического языкознания. Если теоретическое языкознание изучает язык как систему, языковые единицы и отношения между ними, вклю­ чая правила их сочетания, языковые категории и т. д., а практическое языкознание изучает конкретные языки, то прикладное языкознание направлено на разработку и использование лингвистических знаний и данных к практическим потребностям человеческого общества [77, с. 156]. Как указывает А.С. Герд, прикладная лингвистика призвана ре­ шать различные социально значимые прикладные задачи [61, с. 5; см. об этом также: 130]. Традиционно выделяется широкое и узкое пони­ мание прикладной лингвистики: с точки зрения широкого понимания, прикладная лингвистика - это деятельность по применению знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности чело­ века, а также теоретическое осмысление такой деятельности, а с точки зрения узкого понимания, термин «прикладная лингвистика» применя­ ется только к одной сфере деятельности, например в методике препо­ давания языков [24, с. 78]. В целом все прикладные аспекты лингви­ стики сводятся к одной общей проблеме - проблеме обработки инфор­ мации, функционирующей в обществе [169, с. 5]. Направления прикладной лингвистики принято выделять в зави­ симости от характера задач, которые ставятся исследователями, где язык «поворачивается» к ученому разными сторонами (функциями): познавательной, коммуникативной, социальной и др. Так, познаватель­ ная функция языка обращает исследователей к развитию лексикогра­ фии, коммуникативная - к развитию переводоведения, социальная - социолингвистики [24, с. 79-80]. Обычно выделяют следующие направления прикладной лингвистики: социолингвистика, психолинг­ вистика, коммуникативная лингвистика (теория коммуникации), когни­ тивная и антрополингвистика, лингвокупьтурология, структурная и математическая лингвистика, компьютерная лингвистика, терминове­ дение и терминография, лексикография, преподавание языков, перево- 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz