Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

логических) словарей; быть универсальным справочным изданием - цель энциклопедических словарей. Исходя из вышеизложенного, тип словарей лексики исчезающего языка, в частности кильдинского саамского, можно назвать смешан­ ны м - лингвокультуространоведческим. С одной стороны, словари описывают чужую для русскоязычного пользователя культуру, но чаще всего представляют сведения, которые незнакомы даже носителю в данном случае саамской культуры. С другой стороны, словари предна­ значены, в том числе, для саамского пользователя, который не владеет языком своего этноса. В этом и состоит специфика словарей коренных малочисленных народов, язык которых относится к группе critically endangered. 2.3.3 Оппозиции «словарь - язык», «словарь - пользователь» и «словарь - составитель» как основа концепции словаря языка коренного малочисленного народа Словарь исчезающего языка - феномен, концентрирующий в се­ бе несколько возможных оппозиций: «словарь- язык», «словарь- пользователь» и «словарь - составитель». В каждой группе оппозиций роль словаря определяется его основным и исконным предназначени­ ем - словарь как собрание слов, но имеет свою специфику, отличаю­ щую словарь исчезающего языка от словарей других языков. Общие проблемы исчезающего языка —старение носителей языка, исчезнове­ ние или упадок литературы на языке, забвение культуры, политиче­ ские, социальные и экономические причины, угасание или вырождения этноса - отражаются на составе словаря, степени сохранности языка, мотивации к его изучению, формам преподавания. При актуализации оппозиции «словарь- составитель» важно, что составителем словаря исчезающих языков может быть или носи­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz