Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
зование человеком, применение в человеческой практике и т. д., то есть роль предмета в культурной жизни). Содержание комментария определяется несколькими факторами, в том числе типом лексики, назначением словаря, а для двуязычного словаря еще и разницей культур. Так, в «Словаре лексики духовной культуры кольских саами» [ИБ] представлены слова духовной культуры, поэтому комментарий содержит прежде всего описание традиций, обрядов и ритуалов. См., например, комментарий к слову «почень»: пояс напоминал бубен, когда он лежал на ровном месте и в свернутом виде. Пояс-почень был сделан из черной полосы кожи, длинной в обхват талии среднего человека, шириной около 1/4 аршина; сверху он был обшит суконными лентами трех цветов: верхняя лента была желтого цвета; средняя - любимого цвета саами красного цвета; нижняя - черного цвета; по полосам была вышивка из бисера разных цветов; сзади пояса было три медных коль ца. При обрядах лопарь-кебун надевал пояс-почень на себя и в нем пророчествовал или лечил больных. При лечении пояс три раза обно сили около поясницы больного, но больному не надевали. После треть его обноса пояса больной ударял кебуна три раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: «Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне». Кебун отвечает: «Завтра же все узнаешь». На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбу больного [ИБ, с. 75]. Подобный комментарий включает в себя описание признаков реалии - ее внешнего вида (пояс напоминал бубен, когда он лежал на ровном месте и в свернутом виде. Пояс-почень был сделан из черной полосы кожи, длинной в обхват талии среднего человека, шириной около 1/4 аршина; сверху он был обшит суконными лентами трех цве тов: верхняя лента была желтого цвета; средняя - любимого цвета са ами красного цвета; нижняя - черного цвета; по полосам была вышив ка из бисера разных цветов; сзади пояса было три медных кольца); ее функцию (при обрядах лопарь-кебун надевал пояс-почень на себя и в нем пророчествовал или лечил больных), описание обряда (при лече нии пояс три раза обносили около поясницы больного, но больному не надевали и т. д.). Комментарий к слову «чуэрвь-гарты» может включать в себя лингвистический комментарий (чуэрръв (чуэръе) - «рог») [АФ, с. 407; К, с. 109]; слово «гарты», возможно, имеет русское произношение, в саамском языке есть лексема «гоаррь (гоарь)» - «сторона, по направле нию к кому-; чему-; за» [АФ, с. 75; К, с. 28]; возможно, значение сло 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz