Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
2.3. Проблемы составления словарей-тезаурусов языка коренного малочисленного народа 2.3.1 Принципы отбора слов в словаре-тезаурусе языка коренного малочисленного народа Для какого пользователя создается словарь лексики исчезающего языка? Как было указано выше, теория лексикографии разграничивает словари активного и пассивного типов. Деление двуязычных словарей на словари активного (русско-иностранный для русского пользователя, например) и пассивного (иностранно-русский для русского пользовате ля) типа определяет их задачи. Если словарь лексики саамского языка двуязычный, то его поль зователь должен владеть хотя бы одним из языков - русским или саам ским (в нашем исследовании речь идет о саамских языках Российской Федерации). Но пользователь такого словаря, носитель саамской куль туры, в большинстве случаев не владеет саамским языком. В содержа нии дефиниции словарей коренного малочисленного народа, как слова ри, созданные при участии и / или автором настоящего пособия [ИБ; ИЭ; ИМ; СЯ-1; СЯ-2], отражен обыденный уровень познания. Осно вой обыденного познания является непосредственный личный опыт каждого, поэтому это познание носит более субъективный по сравне нию с научным познанием, более индивидуализированный характер. Но в таком подходе есть и преимущества - это богатство решений и широта поиска. Под принципами лексикографирования в словарях лексики языка кольских саамов понимаются принципы отбора слов и принципы по строения словарной статьи. Для словарей разных типов отбор слов осуществляется на раз ных основаниях и подчас является очень сложной задачей. Каждый составитель словаря сталкивается с вопросом об объективных крите риях такого отбора. Критерии отбора слов в словари различных типов определяются потребностями пользователя. Например, назначение 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz