Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
Глава 2. Лексикография 2.1 Типология словарей и потребности пользователя словаря 2.1.1 Учет потребностей пользователя словаря как тенденция современной лексикографии Одной из заметных тенденций современной лексикографии явля ется обращение к пользователю словаря. Учет его потребностей, инте ресов и опыта соответствует современным требованиям к лингвисти ческой науке вообще. Антропоцентрическая тенденция в развитии со временной научной мысли, а также когнитивный подход к языку пред полагают обращение к человеку как носителю данного языка и культу ры. Как однократно подчеркивалось в специальной литературе, в настоящее время важной становится задача создания словаря активного типа. Для Л.В. Щербы, например, было очевидно, что для каждой пары языков нужно два объяснительных (толковых) иностранно национальных словаря - для русских с объяснениями на русском языке, а для иностранцев - на их соответственных языках. Эти четыре словаря для каждой пары языков дали бы, по мнению Л.В. Щербы, возмож ность читать и понимать иностранные книги, а также познакомиться с истинной физиономией иностранных слов [РФС, с. 7]. Деление дву язычных словарей на словари активного (русско-иностранный для рус ского пользователя, например) и пассивного (иностранно-русский для русского пользователя) типа определяет их задачи. По словам В.Г. Гака, задача пассивного словаря - раскрыть зна чение слова, тогда как нужный перевод в условиях конкретного контек ста может найти сам читатель, опираясь на свою компетенцию в обла сти родного языка. Обращаясь же к словарю активного типа, читатель ищет не разъяснения значения переводимого слова (он его и так знает), а указаний, которые позволили бы ему найти точный эквивалент в язы ке-цели [54, с. 53]. Словарь активного типа поэтому должен представ 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz