Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

фоновых знаний. Поэтому типичные способы их выявления (опрос носителей, анализ словарных статей разных типов словарей и текстов художественной и публицистической литературы) не могут быть ис­ пользованы в полной мере. В такой ситуации исследователю следует фиксировать все знания носителя языка, не различая личное и соци­ альное. Носитель языка, который может быть информантом, рассказы­ вая о своем личном опыте, представляет типичное и обычное, потому что социальная среда, в которой информант вырос, фиксировал только такое знание. Метод сравнения может быть использован при решении пробле­ мы разграничения научного и наивного знания о реалиях, а значит, разграничения «наивноязыковой» и «научной» картин мира. Примером использования сравнения в этом аспекте может быть сопоставление научной и народной терминологии. Современная антропологическая лингвистика может и должна активно использовать социологические методы (кейс-стади, опрос, интервьюирование), например, для сбора такого материала, как наив­ ные толкования значений слов носителем языка. Исследователи счита­ ют, что материал такого типа может быть более объективным, чем ин­ дивидуальная компетенция профессионального составителя словаря. Литература для самостоятельного изучения 1. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 15-26. 2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 360 с. 3. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Язык как средство изу­ чения познания и эволюции человека (к 10-летней годовщине появле­ ния антрополингвистики) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. 2014. № 5. С. 12-25. 4. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй по­ ловине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века / под ред. Ю.С. Степанова. М. : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1995. С. 144-238. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz