Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
фоновых знаний. Поэтому типичные способы их выявления (опрос носителей, анализ словарных статей разных типов словарей и текстов художественной и публицистической литературы) не могут быть ис пользованы в полной мере. В такой ситуации исследователю следует фиксировать все знания носителя языка, не различая личное и соци альное. Носитель языка, который может быть информантом, рассказы вая о своем личном опыте, представляет типичное и обычное, потому что социальная среда, в которой информант вырос, фиксировал только такое знание. Метод сравнения может быть использован при решении пробле мы разграничения научного и наивного знания о реалиях, а значит, разграничения «наивноязыковой» и «научной» картин мира. Примером использования сравнения в этом аспекте может быть сопоставление научной и народной терминологии. Современная антропологическая лингвистика может и должна активно использовать социологические методы (кейс-стади, опрос, интервьюирование), например, для сбора такого материала, как наив ные толкования значений слов носителем языка. Исследователи счита ют, что материал такого типа может быть более объективным, чем ин дивидуальная компетенция профессионального составителя словаря. Литература для самостоятельного изучения 1. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 15-26. 2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 360 с. 3. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Язык как средство изу чения познания и эволюции человека (к 10-летней годовщине появле ния антрополингвистики) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. 2014. № 5. С. 12-25. 4. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй по ловине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века / под ред. Ю.С. Степанова. М. : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1995. С. 144-238. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz