Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

многочисленные научные публикации. В основе антропологизации лингвистики лежит осознание того, что язык «создан по мерке челове­ ка» (Ю.С. Степанов). Идея о том, что «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, поль­ зователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [95, с. 7], стала чрезвычайно популярной. Это направление тесно связано с про­ блемами концептуализации мира средствами языка, а значит, пробле­ мами языковой картины мира, когнитивными исследованиями. Устой­ чивым ядром антропоцентризма называют изучение языкового эгоцен­ тризма и считают, что «эгоцентрическое» видение мира естественным образом вытекает из антропоцентрического, ведь человек, по сути дела, это его я, а я является центральным понятием эгоцентрической теории языка (см.: [70]). В рамках этой теории, которая имеет свою историю, изучаются такие функциональные аспекты языковых форм, которые ориентированы на субъекта речи и, в первую очередь, на его я. Есть мнение, однако, что антропоцентричный подход к исследо­ ванию языковых фактов в современной лингвистике зачастую деклара­ тивен, то есть предлагается без обоснований и конкретизации. В основу понятия антропоцентричности языка в данном пособии положено рассмотрение системно-нормативных ограничений в его функционировании, связанных с особенностями человеческой деятель­ ности и с коммуникативно-ситуативным характером человеческого общения. Исследование антропоцентричности кильдинского саамского языка на примере ландшафтной лексики показало, что выделение смысла и оформление в отдельное слово в ландшафтной лексике киль­ динского саамского языка непосредственно связано со значимостью реалии для хозяйственной деятельности человека, а ограничения в функционировании современного кильдинского саамского языка объ­ ясняются бытовыми функциями языка, утратой части промыслов и потерей части народных знаний. Принцип антропоцентризма получает новое решение, если ис­ пользовать онтологический и методологический подходы. Онтологический подход к исследованию лексической системы позволяет выявить особенность видения мира данного этноса, отра­ женного в языке, и, как следствие, антропоцентрическую сущность этого языка. Использование методологического подхода к исследова­ нию лексической системы языка решает проблемы языковой компетен­ ции носителя языка, разграничения научного и наивного знания о реа­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz