Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

кий)», «широкий / неширокий (узкий)», «стоячий / проточный», «при­ лив / отлив», «бедный / богатый рыбой» в тематической группе «Во­ да»); градуальные («сухая / гнилая» в группе «Растения»; «окрас», «размер» в тематической группе «Рыбы»; «река / речка» в тематической группе «Вода»), Обращение к субъектам исследования (информант и лингвист) позволило определить специфику методологического подхода к изуче­ нию лексической системы кильдинского саамского языка. Рассмотре­ ние объекта с точек зрения этих субъектов дает возможность увидеть иной путь исследования - рассмотрение факта языка с точки зрения языковой компетенции его носителя. Наш анализ показал, что в данном языковом материале принципиальными становятся вопросы разграни­ чения научного и наивного знания о реалиях, определения реальных знаний информантов, влияющие на их способность продуцировать осмысленные предложения, а также изучение наивных толкований значений слов носителем языка. 1.3 Summary 1.3.1 Актуальные проблемы антропологической лингвистики Современную лингвистику, по мнению Е.С. Кубряковой [121], отличают следующие парадигмальные черты: экспансионизм, антропо­ центризм, функционализм, а точнее, неофункционализм и эксплана- торность. Антропоцентризм отражает интерес к человеку как центру Вселенной и человеческим потребностям. В рамках антропологической лингвистики могут быть объединены лингвогносеология, лингвосо- циология, лингвокультурология, этнолингвистика и др. Антропоцентричному подходу, который все больше признается в качестве методологической основы научных исследований, посвящены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz