Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
При расширенном понимании методологии к ней относятся не только приемы и средства, но также поставленные цели и исходные презумпции о природе изучаемого объекта. В круг методологических проблем языкознания, то есть проблем, связанных с процессом изуче ния языка, входят следующие: представляет ли собой язык объективное явление или он как предмет языкознания формируется исследователем; каковы критерии истинности научного знания в сфере лингвистики; какова диалектика процесса познания в науке о языке; каковы особен ности лингвистических гипотез и другие. С нашей точки зрения, спе цифика методологического подхода к исследованию лексической си стемы исчезающего языка коренного малочисленного народа Севера может быть обнаружена в рамках так называемой народной лингвисти ки, которая изучает соотношение «наивноязыковой» и «научной» кар тин мира, сравнение позиции носителя языка и лингвиста, исследую щего язык, представление значения слова с учетом языковой компетен ции носителя языка. 1.2.2 Онтологический подход к анализу языкового материала: материал исследования и методы Онтологический подход к исследованию лексической системы кильдинского саамского языка, основанный на доказательстве ее ан тропоцентричности, реализуется через описание тематических групп с целью выявления лексических лакун и оппозитивных отношений (эк- виполентных, привативных, градуальных) в лексике данного языка. Мы исходим из предположения, что наличие лексемы в данном языке объясняется утилитарными соображениями, а именно ролью и значением реалии в жизни и хозяйстве человека. Обозначение в виде 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz