Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

4.2 Оскорбление как юридический и лингвистический феномен 4.2.1 Содержание понятия оскорбления Оскорбление- один из центральных и самых разработанных концептов современной юридической лингвистики [40, с. 87-88]. В юрислингвистике оскорбление понимается как унижение чести и до­ стоинства другого лица, выраженное в неприличной форме и имеет три признака: 1) направленность на унижение чести и достоинства; 2) неприличная форма; 3) умышленный характер деяния. С семантиче­ ской точки зрения оскорбление содержит два компонента: 1) адресату оскорбления приписывается какая-то отрицательная характеристика, 2) эта отрицательная характеристика выражается в неприличной фор­ ме. Оскорбление близко и к акту утверждения, и к акту побуждения. Оскорбляя, говорящий стремится добиться реакции от адресата оскорбления и хочет подтвердить или повысит свой статус. Оскорбле­ ние как речевой акт обязательно направлено на конкретное лицо - ад­ ресата оскорбления. Оскорбление может иметь выражение и в форме жестов. Предметом экспертизы материалов по делам об оскорблении яв­ ляются лингвистические признаки унижения и неприличной формы выражения, имеющие значение для уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении. Объектом лингвистиче­ ской экспертизы материалов по делам об оскорблении является выска­ зывание как продукт коммуникативной деятельности, реализованный в устной или письменной форме, имеющий смысловое содержание и коммуникативную цель. Основная задача при проведении исследова­ ний данного вида заключается в установлении наличия / отсутствия в тексте лингвистических признаков унижения и неприличной формы его выражения [89, с. 93]. Задачи судебной лингвистической эксперти­ зы по делу об оскорблении сводятся к следующим пунктам: 1) установление факта нарушения правила легитимности в коммуника­ тивном взаимодействии: соответствует ли способ и канал коммуника­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz