Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
4.2 Оскорбление как юридический и лингвистический феномен 4.2.1 Содержание понятия оскорбления Оскорбление- один из центральных и самых разработанных концептов современной юридической лингвистики [40, с. 87-88]. В юрислингвистике оскорбление понимается как унижение чести и до стоинства другого лица, выраженное в неприличной форме и имеет три признака: 1) направленность на унижение чести и достоинства; 2) неприличная форма; 3) умышленный характер деяния. С семантиче ской точки зрения оскорбление содержит два компонента: 1) адресату оскорбления приписывается какая-то отрицательная характеристика, 2) эта отрицательная характеристика выражается в неприличной фор ме. Оскорбление близко и к акту утверждения, и к акту побуждения. Оскорбляя, говорящий стремится добиться реакции от адресата оскорбления и хочет подтвердить или повысит свой статус. Оскорбле ние как речевой акт обязательно направлено на конкретное лицо - ад ресата оскорбления. Оскорбление может иметь выражение и в форме жестов. Предметом экспертизы материалов по делам об оскорблении яв ляются лингвистические признаки унижения и неприличной формы выражения, имеющие значение для уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении. Объектом лингвистиче ской экспертизы материалов по делам об оскорблении является выска зывание как продукт коммуникативной деятельности, реализованный в устной или письменной форме, имеющий смысловое содержание и коммуникативную цель. Основная задача при проведении исследова ний данного вида заключается в установлении наличия / отсутствия в тексте лингвистических признаков унижения и неприличной формы его выражения [89, с. 93]. Задачи судебной лингвистической эксперти зы по делу об оскорблении сводятся к следующим пунктам: 1) установление факта нарушения правила легитимности в коммуника тивном взаимодействии: соответствует ли способ и канал коммуника 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz