Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
ствия. К первой группе «Объект воздействия» относятся термины «честь», «достоинство» и «(деловая) репутация», ко второй группе «Характеристика процесса и средств воздействия» - термины «сведе ние», «утверждение», «факт», «мнение», «оскорбление», «клевета», «неприличная форма», «циничная форма», «нецензурное выражение», к третьей группе «Результат воздействия» - «моральный вред», «нрав ственные страдания». Понятие чести включает три аспекта: характеристика самой личности (качества лица), общественная оценка личности (отражение качеств лица в общественном сознании), общественная оценка, приня тая самой личностью, способность человека оценивать свои поступки. В отличие от чести достоинство - это не просто оценка соответ ствия своей личности и своих поступков социальным или моральным нормам, а прежде всего ощущение своей ценности как человека вооб ще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное до стоинство), как представителя определенной социальной группы (про фессиональное достоинство), как представителя самой общности (например, национальное достоинство). Достоинство- это положи тельное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. В правовом плане можно говорить об умалении достоинства. Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потре бителей, коллег по работе, поклонников, избирателей и других профес сионалов. В суце защищают положительную деловую репутацию. В процессе лингвистической экспертизы необходимо различать понятия «репутация», «престиж» и «доброе имя», которые не определены зако нодательством в достаточной степени. Репутация - одна из сторон по нятия чести. Престиж - оценка данного лица общественным мнением с точки зрения его социальной роли, социального статуса, социального влияния. Доброе имя - синоним репутации. Слово «информация» имеет более широкое значение, чем слово «сведения». Одно из семантических различий между этими словами - это «обезличенность» информации и «очеловеченность» сведений. Сведения - это информация, введенная в модель мира человека и со гласованная с уже имеющейся там другой информацией [25, с. 24]. Когда употребляют термин « утверждение », то речь идет о фор ме выражения сведений, то есть той информации, которая понимается, осознается адресатом. Утверждение - это вербально передаваемая ко му-либо информация о том, что из нескольких возможностей имеет место одна, причем говорящий в той или иной степени берет на себя 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz