Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

ствия. К первой группе «Объект воздействия» относятся термины «честь», «достоинство» и «(деловая) репутация», ко второй группе «Характеристика процесса и средств воздействия» - термины «сведе­ ние», «утверждение», «факт», «мнение», «оскорбление», «клевета», «неприличная форма», «циничная форма», «нецензурное выражение», к третьей группе «Результат воздействия» - «моральный вред», «нрав­ ственные страдания». Понятие чести включает три аспекта: характеристика самой личности (качества лица), общественная оценка личности (отражение качеств лица в общественном сознании), общественная оценка, приня­ тая самой личностью, способность человека оценивать свои поступки. В отличие от чести достоинство - это не просто оценка соответ­ ствия своей личности и своих поступков социальным или моральным нормам, а прежде всего ощущение своей ценности как человека вооб­ ще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное до­ стоинство), как представителя определенной социальной группы (про­ фессиональное достоинство), как представителя самой общности (например, национальное достоинство). Достоинство- это положи­ тельное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. В правовом плане можно говорить об умалении достоинства. Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потре­ бителей, коллег по работе, поклонников, избирателей и других профес­ сионалов. В суце защищают положительную деловую репутацию. В процессе лингвистической экспертизы необходимо различать понятия «репутация», «престиж» и «доброе имя», которые не определены зако­ нодательством в достаточной степени. Репутация - одна из сторон по­ нятия чести. Престиж - оценка данного лица общественным мнением с точки зрения его социальной роли, социального статуса, социального влияния. Доброе имя - синоним репутации. Слово «информация» имеет более широкое значение, чем слово «сведения». Одно из семантических различий между этими словами - это «обезличенность» информации и «очеловеченность» сведений. Сведения - это информация, введенная в модель мира человека и со­ гласованная с уже имеющейся там другой информацией [25, с. 24]. Когда употребляют термин « утверждение », то речь идет о фор­ ме выражения сведений, то есть той информации, которая понимается, осознается адресатом. Утверждение - это вербально передаваемая ко­ му-либо информация о том, что из нескольких возможностей имеет место одна, причем говорящий в той или иной степени берет на себя 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz