Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
своим детям, какова этимология этих имен. Первоначальные наблюде ния показывают, что имя, зафиксированное в паспорте у лица данной национальности, зачастую в общении заменяется на русское. Этот факт русификации имен должен быть зафиксирован в анкетном листе. Для получения профессиональной оценки социолингвистической ситуации в регионе необходимо проводить экспертный опрос, напри мер руководителей национально-культурных автономий. Вопросы, предлагаемые экспертам, могут касаться следующих тематических областей: 1) цель, задачи и причины создания национально-культурной автономии; 2) оценка государственной и региональной языковой поли тики. Несомненно, следует учитывать ограничения в применении вы водов экспертного опроса [74, с. 489]: руководители национально культурных автономий представляют официальную и усредненную точку зрения на пути решения национально-языковых вопросов в реги оне. Для устранения некоего субъективизма информантам из числа этнических групп, не руководителям национально-культурных автоно мий, тоже могут предлагаться вопросы об оценке региональной нацио нальной и языковой политики. В связи с тем, что Мурманская область как приграничный северный регион представляет собой особый тип полиэтничного образования, отличающийся наличием интенсивных миграционных потоков в разные исторические периоды, на экспертную оценку были предложены вопросы о моделях языковой политики (по тенциальной и реализованной). В отличие от политики интеграции, проводимой, например, в странах Балтии, в исследуемом регионе «сце нарий» языкового развития должен идти по другому пути. В литературе рассматриваются следующие модели этноязыкового обустройства: англо-конформизм или американская теория так называемого «пла вильного котла», ведущая к ассимиляции миноритарных языков и куль тур; северо-американская (канадская) модель мультикультурализма, в основе которой лежит уважение ко всякого рода отличиям; австралий ская модель мультикультурализма, позволяющая различным этнокуль турным сообществам жить вместе, не утрачивая своей идентичности; европейская модель мультикультурализма, сочетающая «элитарный плюрилингвизм», под которым понимается активный функциональный плюрилингвизм, и «консьюмеристский английский язык» (модель предполагает активное владение несколькими языками и пассивное владение английским языком, необходимое для потребительских це лей); образовательная модель Евросоюза, в основе которой лежит ока зание поддержки плюрилингвизму на индивидуальном уровне и созда ние условий для изучения разных иностранных языков; модель выбо 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz