Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

3.4.2 Актуальные методы социолингвистики Актуальными методами социолингвистического исследования малого языка и региона являются традиционные для социолингвистики методы анкетирования, экспертного опроса, интервьюирования, био­ графический метод, метод контент-анализа и собственно лингвистиче­ ские методы. Одними из методов получения социолингвистического материа­ ла является анкетирование. В рамках описания социолингвистического портрета Мурманской области проводилось анкетирование представи­ телей этнических групп, позволяющее дать анализ доминантных соци­ альных, коммуникативных и лингвистических факторов. В анкету включены вопросы, охватывающие несколько параметров: первая группа параметров позволяет выявить социальные характеристики интервьюируемых; вторая группа соотносится с функционированием языка в пространстве данной языковой личности; третья группа позво­ лит наметить пути прогнозирования витальности языка в данной этни­ ческой группе в данном регионе. Так, вопросы первой группы параметров предполагают анализ информации о месте и годе рождения, количестве лет, проведенных в Мурманской области, эмиграции и иммиграции, месте работы и долж­ ности, семейном положении и о желании уехать с Севера. Вопросы второй группы позволят проанализировать данные о языках, на кото­ ром интервьюируемый говорил в детстве, говорит на работе, общается с детьми и супругой / супругом, на каком языке опрашиваемый думает, какой язык понимает, на каком языке читает и т.п. Прогнозирование жизнеспособности языка данной этнической группы в данном регионе может быть осуществлено при учете ответов на вопросы третьей груп­ пы - о чтении сказок, стихов на родном языке, о наличии интереса к радио- и телевещанию и к газетным публикациям на родном языке. Кроме того, было введено социокультурное антропонимическое изме­ рение в пространстве данной языковой личности: анализу подвергнется информация о том, какие имена дают / планируют дать опрашиваемые 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz