Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
ским потребностям как определяющим разные типы человеческой дея тельности обусловлено стремлением найти объяснение языковым фе номенам, устройству языка. Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизне деятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Антропоцентризм обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что человек вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Антропоцентризм знаменует, иными словами, тенденцию поста вить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках науч ного исследования и обуславливает его специфический ракурс [121, с. 212]. Показателем антропоцентричности языка является номинация значимых для человека реалий, их частей, особенностей их функцио нирования. Отсутствие названий незначимых для человека реалий или их частей- довольно распространенное явление в разных языках. Например, русское слово край обозначает не всякую границу объекта, а только открытую: край стакана — это именно верхняя, но не нижняя (соприкасающаяся с дном) граница стенки стакана [173, с. 15]. Назва ния для нижнего края стакана в русском языке отсутствует. Эта граница незначима для носителя русского языка и русской культуры. Авторы монографии «Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира» (1988) определяют исходный тезис антропологической лингвистики следующим образом: язык есть конститутивное (фунда ментальное) свойство человека. Отсюда следуют два методологических принципа: 1) познание человека неполно и даже невозможно без изуче ния языка; 2) понять природу языка и объяснить ее можно, лишь исходя из человека и его мира. Таким образом подчеркивается двусторонняя зависимость «язык—^человек» и «человек—►язык». В результате в цен тре внимания оказываются два круга проблем: 1) определение того, как человек влияет на язык; 2) определение того, как язык влияет на чело века, его мышление и культуру [177, с. 8-9]. Важно разграничивать антропоцентричность самого объекта ис следования (языка) и антропоцентричный подход к этому объекту. В чем заключается антропоцентричность языковых единиц? Принцип антропоцентричности языка основан на установлении того факта, что выделение смысла и оформление его в отдельное слово в языке непосредственно связано с важностью объекта, признака или действия для практической деятельности человека. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz