Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

амского алфавита), то в постсоветский период таким приближающимся злом постепенно становится языковая глобализация с ее американиза­ цией и глобальным английским языком, которая в нашей стране обора­ чивается и своей другой стороной - расшатыванием норм, вульгариза­ цией русского языка. С другой стороны, на региональном уровне происходит явление, обратное тому, что мы видим на государственном уровне. Современная национальная политика, многими в настоящее время критикуемая, обнажила проблемы, которые в советское время не были видны: разви­ тие национального самосознания и усиление позиций национальных языков привели в некоторых субъектах Российской Федерации к тому, что определенное количество выпускников национальных школ не смогли сдать единый государственный экзамен по русскому языку (например, в Республике Саха (Якутия), если суцить по результатам единых государственных экзаменов, многие учащиеся средних школ лучше знают английский язык, чем русский). Поэтому перед политика­ ми ставится вопрос, который сформулировал наш бывший земляк Р. Г. Абдулатипов: «Как следует выстраивать общество, обустраивать государство, чтобы каждый человек не только осознавал национальную самобытность, но и межнациональную общность в масштабе государ­ ства, всего человеческого сообщества?» [1, с. 4]. На региональном уровне в приграничном северном регионе, таком, как Мурманская об­ ласть и Баренц регион в целом, логичнее ставить другой вопрос: как организовать общество так, чтобы народ не терял свою национальную самобытность в условиях единого экономического пространства? Зада­ чи глобализации и регионализации тут, как видим, разные. Понятно, что и языковая русификация, и англинизация общества в целом и в Мурманской области в частности не дает равноправных возможностей для этнической самоиндентификации каждого гражда­ нина и развития национальных языков. И это процесс объективный. Деятельность национальных обществ и общественных организаций Мурманской области не охватывает всех аспектов языковой политики. Экономические ресурсы также ограниченны. Очевидно, что самым удачным подходом для исследования этно­ языковой ситуации Мурманской области и выработки решений регио­ нальной национальной политики будет подход синергетический. Предварительный анализ этноязыковой ситуации Мурманской области показал, что этнические меньшинства по-разному сохраняют (или пытаются сохранить) свой язык. Кроме саами, этнические группы не имеют средств массовой информации на национальном языке на 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz