Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

параметрам: 1. Население, его национальный и этнический состав: Население Мурманской области и ее национальный состав. Динамика населения по этническим группам и ее причины. Межэтнические бра­ ки. (Источники данных: Итоги Всероссийских переписей, данные местной статистики.) 2. Языки этнических групп региона: Языки, их состав. Количество говорящих, понимающих, читающих на языке. Степень владения языками. Мероприятия по сохранению языка (клубы, кружки, курсы, газеты, литература, средства массовой информации). Функционирование языка. Формы коммуникации (устно, письменно, ауциовизуально). Характер взаимодействия коммуникантов (индивиду­ альный (межличностный), индивидуально-групповой, межгрупповой, межсоциальный, межнациональный (международный)). Типы комму­ никации (диалог, монолог). (Источники данных: Итоги Всероссийских переписей; анкетирование, интервьюирование.) 3. Самоорганизация (национально-культурные автономии): Когда создана автономия, в чем ее задачи, конкретные мероприятия. (Источники данных: материалы Управления Федеральной регистрационной службы; интервьюирование руководителей автономий.) 4. Государственное регулирование: Поли­ тика регионального правительства по вопросу сохранения языка и культуры этнических групп. Анализ публикаций средств массовой коммуникации. (Источники данных: интервьюирование представителей Правительства Мурманской области, результаты анализа публикаций средств массовой коммуникации.) К критериям комплексного социолингвистического портрета се­ верного приграничного региона, позволяющим выявить индивидуаль­ ные черты, можно отнести описание региона по следующим парамет­ рам: 1. Языковая среда малой этнической группы. 2. Потребность в знании (изучении) родного языка в регионе. По мнению Е.Ю. Протасовой, на самоощущение эмигранта вли­ яют факторы, связанные с его социально-языковой средой: - язык окружения (это диалект родного языка? совершенно незнакомый язык? престижный ли это язык? изучался ли он заранее, до переселения? какие есть учебники и пособия, литература по этому языку?); - подго­ товленность к эмиграции (имеет ли человек навыки изучения второго языка? какими другими языками владеет? насколько представляет себе, что его ожидает? имеет ли перед тазами успешные примеры интегра­ ции? насколько он мотивирован к изучению языка и интеграции?); - возраст переселения (процесс овладения вторым языком происходит 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz