Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
региона по второму набору правил - к оценке текущего поведения ре гиона в терминах ожиданий, пожеланий, опасений субъекта, если они имеются [164, с. 12-13]. При всей кажущейся размытости критериев второго подхода представляется разумным обозначить ориентир «оценка текущего по ведения региона в терминах ожиданий». Такой ориентир позволит, на наш взгляд, обозначить перспективы развития региона в том направле нии, в котором выполнено данное исследование, формулируя их в виде предложений, рекомендаций, пожеланий, основанных на изучении фак тов и мнений. Общенаучный подход к изучению региона необходимо конкрети зировать частными принципами и методами, лежащими в основе ис следований, которые принято называть социокультурными и со циолингвистическими. Так, например, в социокультурных исследова ния региона применяются методы статистического анализа качествен ных признаков, анализа множественных группировок [131]. Ситуация в Мурманской области характеризуется разноязычным социумом. М.В. Дьячков отмечает, что владение какими-либо языками на индивидуальном уровне социального значения не имеет. Таким об разом, по определению языковой коллектив является категорией не этнической (он может состоять из индивидов, принадлежащих к раз личным этносам), а лингвокультурной (поскольку индивиды, владею щие двумя, тремя и т. д. языком, неизбежно в той или иной степени знакомы с элементами соответствующей культуры). В разноэтнических социумах, не образующих единого языкового коллектива, коммуника ция осуществляется посредством общего для всех языка-посредника. Различие между первой и второй ситуациями (один языковой коллек тив - несколько языковых коллективов) состоит в следующем: в первом случае индивиды владеют одними и теми же языками, во втором - они владеют различными языками и разным их числом, но один из этих языков является общим для всех. В первом случае образуется много язычный, во втором - разноязычный социум [80, с. 5]. Критерии комплексного социолингвистического описания реги она должны, по нашему мнению, отражать признаки, на основании которых производится оценка состояния положения языков на данной территории. При этом существенно выделить основания для выявления общих (коллективных) и индивидуальных черт. К критериям комплексного социолингвистического портрета се верного приграничного региона, позволяющим выявить общие (кол лективные) черты, можно отнести описание региона по следующим 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz