Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

скому языку 6 человек (30%), а 17 ученикам (85%) нравится учитель по саамскому языку. Те, кто более положительно и эмоционально относится к заняти­ ям по саамскому языку, - это, конечно, ученики 1 класса. Ребята, изу­ чающие саамский язык, кроме саамского, больше всего любят такой предмет, как русский язык, считаются «хорошистами», но хотели бы быть отличниками. Важный факт, что среди опрошенных детей, уже изучающих саамский язык, 67% не хотели бы иметь саамский язык обязательным школьным предметом, а 21% хотели. Причинами изуче­ ния саамского языка ребята указали следующее: «родители заставля­ ют» (37%), «учителя заставляют» (34%), «в школе есть предмет» (24%), «сам хочу» (5%). 42% учеников любят на занятиях саамского языка песни, 29% - стихи, 10% - учителя, 9% - сам язык. 63 % учеников хо­ тят научиться говорить, писать, читать на саамском языке. Знамена­ тельно, что 53% анкетируемых хотят быть оленеводами, 29% - путеше­ ственниками, 8% - переводчиками с саамского языка, 3% - учителями саамского языка. Изучение и преподавание саамского языка осложняется несколь­ кими факторами. Во-первых, саамский язык на территории Кольского полуострова представлен четырьмя языками (диалектами). Кильдин­ ский саамский язык - самый распространенный, но и другие кольско- саамские языки имеют право на сохранение и возрождение академиче­ ским путем (то есть путем изучения в учебных заведениях). Во-вторых, неустоявшаяся графическая система, неутихающие споры вокруг обо­ значения специфических для саамского языка звуков не позволяет со­ здавать пособия, с которыми все носители саамского языка были бы согласны. Этим в том числе объясняется необходимость (и желание) каждого преподавателя саамского языка создавать собственные разра­ ботки, а не пользоваться какой-то одной из уже имеющихся. В-третьих, дискуссионным остается вопрос, чему учить, - разговорному языку, позволяющему общаться в быту, или преподавать систематический курс, включающий курс грамматики саамского языка. В-четвертых, отсутствие необходимых часов в учебных планах школы не дает воз­ можность сделать саамский язык обязательным, а при соблюдении принципа добровольности ученики ориентируются на согласие (жела­ ние) родителей, да и то только ученики начальных классов. На вопрос, почему не хотят изучать саамский язык ученики среднего и старшего звена, учитель, завуч и директор Муниципального бюджетного обще­ образовательного учреждения «Ловозерская средняя общеобразова­ тельная школа» ответили, что нет возможности общаться на этом язы­ 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz