Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

в 1986 г. с выходом «Саамско-русского и русско-саамского словаря» Г.М. Керта [К], хотя он был предназначен для учащихся начальных школ и не получил должного распространения. Ситуация изменилась после 1991 г. Школу-интернат в селе Лово- зеро с 160 учениками и классами по 15-16 человек ликвидировали, статус «национальная школа» сняли, в 1987 г. отменили «Саамский букварь» А.А. Антоновой [11], начали появляться учебные пособия нового поколения, которые, по мнению общественности, разрушали связь поколений. Проблема преподавания саамского языка, по мнению А.А. Антоновой, высказанному ею в интервью автору данного пособия, состоит в том, что преподаватели ориентируются на разговорный язык, не изучают грамматики. В постперестроечный период уже не государство, а прежде всего саамская общественность стала активна в вопросах возрождения саам­ ского языка. Она активно предлагает меры по сохранению и ревитали- зации своего языка (создание языковых центров, Центра саамских зна­ ний, кружков и курсов по изучению саамского языка). Вопросы возрождения языка активно обсуждаются саамами и региональной общественностью на собраниях, семинарах и конферен­ циях. В нашем исследовании мы предприняли попытку рассмотреть специфику образовательной среды саамов на примере одного из ее элементов - образовательного материала. Упадок национальной самобытной культуры и языка тревожит представителей саамской общественности. Так, Президент обществен­ ной организации Мурманской области «Ассоциация кольских саамов» Е. Гой в интервью в декабре 2018 г. отмечает: «Одним из наболевших на сегодняшний день вопросов для саамского народа является как раз таки вопрос сохранения саамского языка и приобщение молодого поко­ ления к его изучению. Сегодня изучение саамского языка осуществля­ ется в соответствии с потребностями обучающихся и их семей, в настоящее время изучение саамского языка в общеобразовательных организациях на территории Ловозерского района организовано в соот­ ветствии с пожеланиями родителей в форме кружковых занятий. Груп­ пы первого года обучения формируются на начало учебного года на основании заявлений родителей (законных представителей) обучаю­ щихся, в основном это представители саамского населения, а также не саами по национальности (коми-ижемцы, русские). Все заявления ро­ дителей (законных представителей) учащихся, выражающих желание изучать саамский язык, удовлетворяются. В современной издательской 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz