Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

Севера при Всероссийском Центральном Комитете Нового Алфавита (здесь и далее ВЦК НА. - О.И.) был образован в 1933 г. Комитет Нового Алфавита народов Севера при ВЦК НА был об­ разован в 1933 г. В Постановлении секретариата Мурманского окруж­ ного комитета ВКП(б) «О создании “Комитета Нового Алфавита”» от 11 сентября 1933 г. указаны цель, задачи и функции Комитета. На засе­ дании Президиума Мурманского Окрисполкома от 16 сентября 1933 г. было принято решение об организации Мурманского окружного коми­ тета содействия языкам и письменности народов Севера (Мурманский окружной Комитет Нового Алфавита). Необходимость создания письменности и единого литературного языка для саамского народа, как можно предположить, не только навя­ зывалась политиками. Она вызрела внутри самого этнического созна­ ния. Созданием письменности для саамов (и всех остальных малых народов Севера) занималась Научно-исследовательская Ассоциация Института народов Севера (здесь и далее НИА ИНС. - О.И.), в которой была лингвистическая секция. При Комитете Нового Алфавита в Мур­ манском Окрисполкоме была создана научно-практическая база НИА ИНС, заведующим которой был назначен П.Н. Антонов. Таким обра­ зом, к работе дальнейшего формирования языка, кроме ученых- специалистов из г. Ленинграда, были привлечены местные силы и сама подрастающая саамская интеллигенция [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 29. Л. 12]. Одним из рычагов хозяйственно-культурного подъема является ускорение культурного роста при помощи письменности на родном языке. К трудностям этой последней работы надо отнести отсутствие у саамов единого общенационального языка. На Кольском полуострове они говорят на трех различных диалектах, поэтому внедрение литера­ турного языка через книгу возможно только в районе кильдинского диалекта, а районе же туломского и иоканьгского диалектов для этой работы надо иметь хорошо подготовленных учителей, владеющих и русским, и литературным саамским языками, и местными наречиями [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 45. Л. 1—Іоб]. Об уровне грамотности свидетельствуют и данные переписи 1926/1927 г.: лопари- среди оседлого население грамотных мужчин 40,5%, а грамотных женщин 12,9%; среди кочевого соответственно 18,9% и 2,4% [198, с. 28]. Поскольку культурные кадры «ковались» в первую очередь из лиц, владеющих саамским языком, то важно выяс­ нить, какова степень владения населения саамскими диалектами и дру­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz