Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
Севера при Всероссийском Центральном Комитете Нового Алфавита (здесь и далее ВЦК НА. - О.И.) был образован в 1933 г. Комитет Нового Алфавита народов Севера при ВЦК НА был об разован в 1933 г. В Постановлении секретариата Мурманского окруж ного комитета ВКП(б) «О создании “Комитета Нового Алфавита”» от 11 сентября 1933 г. указаны цель, задачи и функции Комитета. На засе дании Президиума Мурманского Окрисполкома от 16 сентября 1933 г. было принято решение об организации Мурманского окружного коми тета содействия языкам и письменности народов Севера (Мурманский окружной Комитет Нового Алфавита). Необходимость создания письменности и единого литературного языка для саамского народа, как можно предположить, не только навя зывалась политиками. Она вызрела внутри самого этнического созна ния. Созданием письменности для саамов (и всех остальных малых народов Севера) занималась Научно-исследовательская Ассоциация Института народов Севера (здесь и далее НИА ИНС. - О.И.), в которой была лингвистическая секция. При Комитете Нового Алфавита в Мур манском Окрисполкоме была создана научно-практическая база НИА ИНС, заведующим которой был назначен П.Н. Антонов. Таким обра зом, к работе дальнейшего формирования языка, кроме ученых- специалистов из г. Ленинграда, были привлечены местные силы и сама подрастающая саамская интеллигенция [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 29. Л. 12]. Одним из рычагов хозяйственно-культурного подъема является ускорение культурного роста при помощи письменности на родном языке. К трудностям этой последней работы надо отнести отсутствие у саамов единого общенационального языка. На Кольском полуострове они говорят на трех различных диалектах, поэтому внедрение литера турного языка через книгу возможно только в районе кильдинского диалекта, а районе же туломского и иоканьгского диалектов для этой работы надо иметь хорошо подготовленных учителей, владеющих и русским, и литературным саамским языками, и местными наречиями [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 45. Л. 1—Іоб]. Об уровне грамотности свидетельствуют и данные переписи 1926/1927 г.: лопари- среди оседлого население грамотных мужчин 40,5%, а грамотных женщин 12,9%; среди кочевого соответственно 18,9% и 2,4% [198, с. 28]. Поскольку культурные кадры «ковались» в первую очередь из лиц, владеющих саамским языком, то важно выяс нить, какова степень владения населения саамскими диалектами и дру 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz