Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
диглоссия), общественный и юридический статус языков, их функции и функциональная дистрибуция, социально-региональная маркирован ность языковых единиц и др. Одним из важных аспектов социолингви стической парадигмы языковой ситуации является характеристика эт ноязыковой ситуации - совокупности этносов и языков в границах региона. Таким образом, этот подход трактует языковую ситуацию как более широкий предмет исследования, а социолингвистический подход наряду с лингвокультурологическим является способом (путем) анали за языковой ситуации (см. об этом: [158]). Термин «социолингвистическая ситуация» чаще употребляется наряду с терминами «социолингвистический подход» и «социолингви стический анализ». Социолингвистический подход к интерпретации понятия языко вой ситуации заключается в изучении данного явления как компонента одновременно и социальной, и языковой действительности. В основе социолингвистического анализа предусмотрено, что положение языка определяется несколькими факторами: число носителей, языковое окружение, тип хозяйственной деятельности, воспроизводство языка, межнациональные браки, языковая политика государства, престиж языка, наличие письменности, роль средств массовой информации [45, с. 114-118]. Эти параметры определяют характеристику социолингви стической ситуации. Близким к понятию «социолингвистическая ситуация» является понятие «социолингвистический портрет языка». Это понятие приме няется для описания социолингвистических параметров языка, что дает возможность решить проблемы измерения количественных параметров языка и его витальности (жизнеспособности). Показателями витально сти языка, в свою очередь, являются количество говорящих на данном языке, наличие литературы, демолингвистические переменные (родной язык, монолингвы, юридический статус, нормированная орфография, культивируемый письменный язык), одновременное сохранение формы и функции языка [145, с. 66-67; 146]. Методика социологического портрета региона была разработана в рамках исследовательской программы «Социокультурная эволюция регионов России» в центре изучения социокультурных изменений (ЦИСИ) Института философии РАН. Замысел программы был обсуж ден на конференции, участники которой представляли 19 регионов, в том числе Северо-Западного федерального округа. Общую методоло гическую основу проекта составляет социокультурный подход: регион рассматривается как территориальное сообщество, которое образуется 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz