Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

зумпция ее культурного и языкового единообразия. Границами комму­ никативной среды не являются ни границы той или иной этнической общности, ни границы распространения языка. Коммуникативная среда выделяется лишь по степени интенсивности внутренних коммуника­ тивных связей, характерных для определенных ареалов, из которых складывается общая картина страны или географической области. Ав­ торы книги «Социолингвистическая типология» В. А. Виноградов, А.И. Коваль и В.Я. Порхомовский также отмечают близость со­ циолингвистической и этнолингвистической типологий. Но в целом этнолингвистическая проблематика ориентирована прежде всего на языковое выражение особенностей этнической духовной культуры, тогда как социолингвистическая проблематика ориентирована на язы­ ковое выражение различий между группами, выделяемыми на основе демографических и социально-экономических характеристик в преде­ лах некоторой этнической единицы или совокупности таких единиц [47, с. 5,9-11]. Языковую ситуацию традиционно рассматривают по следующе­ му плану: исторический и географический аспекты; характеристика носителей языка (диалекта); характеристика языков (диалектов); ис­ пользование языков (диалектов). Типы языковых ситуаций подробно описаны в литературе: дис- глоссная / моноглоссная; экзоглоссные - совокупности языков / эндо- глоссные - совокупности подсистем одного языка; сбалансированные - в функциональном отношении равнозначные языки / несбалансирован­ ные. Для изучения языковой ситуации важны не только макросо- циолингвистические вопросы, но и микросоциолингвистические. В рамках социолингвистики как единого направления в настоя­ щее время принято выделять две части: макросоциолингвистику и микросоциолингвистику - у каждой из которых свои предметные обла­ сти. Вопросы, затрагиваемые макросоциолингвистикой, - это вопросы анализа языковых ситуаций, многоязычия, языковых конфликтов, язы­ кового планирования и т.п. Микросоциолингвистика изучает использо­ вание языка малыми социальными общностями, то есть рассматривает языки социальных групп, выделяемых по каким-либо социальным па­ раметрам (различные жаргоны и арго, профессиональную речь, речь малых социальных групп - семьи, рабочего коллектива), социальные роли и т. д. Макросоциолингвистика - это область, описывающая в основном межъязыковые процессы. Микросоциолингвистика - область знания, чье внимание сосредоточено на внутриязыковых процессах, а 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz