Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.
Глава 3. Социолингвистика 3.1 Языковая ситуация, социолингвистическая ситуация и социолингвистический портрет: соотношение понятий 3.1.1 Параметры языковой ситуации Несмотря на длительную историю социолингвистических иссле дований до сих пор ставится вопрос о недостаточной представленности социолингвистики в системе высшего образования [69; 119]. Из всего многообразия тематики современной социолингвистики нам представ ляется особо актуальной в эпоху глобализации проблема витальности языка как средства коммуникации, самоидентификации и сохранения культурного богатства. Социолингвистические исследования регионального языкового пространства дают обширный материал в этом направлении, так как позволяют увидеть «модель сопряжения социальных факторов и язы ковых рефлексов» [69, с. 109]. Для современной социолингвистики актуальность темы опреде ляется необходимостью решения проблем микро- и макросоциолингви стики (изучение отношения к языку, правило выбора языков и языко вых вариантов в разных ситуациях и в динамике, языковые обследова ния, языковые контакты). Для регионалистики обращение к теме дик туется необходимостью изучения такого главного индикатора адапта ции населения к социально-культурным реалиям современной жизни, как язык. Для освещения проблемы необходимо разграничить термины «языковая ситуация», «социолингвистическая ситуация» и «социолинг вистический портрет региона». Всестороннее исследование языковой ситуации является одной из наиболее актуальных задач социолингвистики. Согласно мнению В.А. Аврорина, при изучении языковой ситуации следует обращать 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz