Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

Глава 3. Социолингвистика 3.1 Языковая ситуация, социолингвистическая ситуация и социолингвистический портрет: соотношение понятий 3.1.1 Параметры языковой ситуации Несмотря на длительную историю социолингвистических иссле­ дований до сих пор ставится вопрос о недостаточной представленности социолингвистики в системе высшего образования [69; 119]. Из всего многообразия тематики современной социолингвистики нам представ­ ляется особо актуальной в эпоху глобализации проблема витальности языка как средства коммуникации, самоидентификации и сохранения культурного богатства. Социолингвистические исследования регионального языкового пространства дают обширный материал в этом направлении, так как позволяют увидеть «модель сопряжения социальных факторов и язы­ ковых рефлексов» [69, с. 109]. Для современной социолингвистики актуальность темы опреде­ ляется необходимостью решения проблем микро- и макросоциолингви­ стики (изучение отношения к языку, правило выбора языков и языко­ вых вариантов в разных ситуациях и в динамике, языковые обследова­ ния, языковые контакты). Для регионалистики обращение к теме дик­ туется необходимостью изучения такого главного индикатора адапта­ ции населения к социально-культурным реалиям современной жизни, как язык. Для освещения проблемы необходимо разграничить термины «языковая ситуация», «социолингвистическая ситуация» и «социолинг­ вистический портрет региона». Всестороннее исследование языковой ситуации является одной из наиболее актуальных задач социолингвистики. Согласно мнению В.А. Аврорина, при изучении языковой ситуации следует обращать 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz