Иванищева, О. Н. Прикладная лингвистика : учебное пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов направлений «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Филология», «Языкознание и литературоведение»] / О. Н. Иванищева. - Москва : Русайнс, 2021. – 235 с.

доведение, языковая кодификация, теория письма, обработка текстовой информации и интерлингвистика [77, с. 156-158]. В целом выделение аспектов прикладной лингвистики сосредо­ тачивается на междисциплинарных областях. Интеграция лингвистики с точными науками (физика, математика, информатика) позволяет вы­ делить такие направления, как, например, физическая, математическая, компьютерная лингвистика, на стыке биологии (медицины) и лингви­ стики выделяется биологическая (медицинская) лингвистика и т. д. [29]. Отмечается, что в рамках прикладной лингвистики разрабатывают­ ся модели, которые ориентированы на конкретные подъязыки [24, с. 79- 80]. Выделяются следующие прикладные модели лингвистической пре­ зентации знания: эпистемическая, экспертная, информационно­ технологическая, модель социального менеджмента, квантитативная, ди­ дактическая, когнитивная модели. Выделение моделей определяет зону конкретных дисциплин / наук в рамках прикладной лингвистики: эписте- мической моделью занимается лексикография (типология словарей), экс­ пертная модель - это зона юрислингвистики (судебная лингвистическая экспертиза), информационно-технологическая - зона компьютерной линг­ вистики (электронные ресурсы, поисковые системы, глоссарии, электрон­ ные библиотеки и переводчики), модель социального менеджмента инте­ грирует в единую систему речевые стратегии и практики в сфере бизнес- коммуникации, квантитативная модель - это основы стилеметрии (язык и стиль автора, его речевой портрет), дидактическая модель обслуживает студентов и абитуриентов в рамках представления узловых моментов современного лингвистического знания, когнитивная модель - это модель получения, хранения и трансляции знания [221]. В образовательном процессе понимание предмета и содержание курса «Прикладная лингвистика» имеет свою специфику. Так, широкое (научное) понимание прикладной лингвистики в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 45.03.03 и 45.04.03 Фундаментальная и прикладная линг­ вистика (уровень бакалавриата и магистратуры) сужается до изучения электронных языковых ресурсов (лингвистические корпуса, словари, тезаурусы, онтологии, базы данных и базы знаний) и лингвистических технологий, применяемых в электронных системах различного назна­ чения (поисковых системах, системах машинного перевода, системах управления, системах обработки звучащей речи, экспертных системах, электронных языковых ресурсах) [206; 207]. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz