Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 1: Рыбы. Вода. Рельеф. Мурманск, 2016.

По мнению В.В. Морковкина, идеографические словари бывают трех типов: идеографические тезаурусы, аналогические словари и учебные идеографические словари. В основе тезауруса Э. Блана, например, лежит синоптический план, потом даются тематически организованные списки слов, относящихся к определенному понятийному классу, а затем приво­ дятся статьи, содержащие энциклопедические сведения о наиболее важных понятиях, входящих в этот класс. В таком словаре всегда реализуется по­ пытка создать иерархическую классификацию понятий. Чаще всего недос­ татком таких словарей является неясность или немотивированность прин­ ципов выделения понятий. Естественность выделения понятийных классов основывается на живых ассоциативных связях слов [13, с. 30-34]. На это указывает и JI.B. Щерба, отмечая, что «взаимосвязи слов-понятий должны быть представлены не такими, какими они должны были бы быть, а таки­ ми, как они конкретно существуют в данном коллективе, определяя его ре­ чевую деятельность (коммуникацию)». По мнению J1.B. Щербы, система слов-понятий в конечном счете является функцией производственных от­ ношений данного коллектива и условий его жизни. Идеологические (в нашей терминологии идеографические. - О.И.) словари, по мнению Л.В. Щербы, должны дать материал для построения истории мышления, отраженного в языке [27, с. 79, 83]. Идеографическим словарем учебного типа В.В. Морковкин называет тематический словарь и определяет его специфику как словаря учебной направленности. Последнее определяет и состав тематической сетки, и особенность подачи слов. В.В. Морковкину кажется неудачным опыт не- мецко-французского тематического словаря по совмещению в словаре слов, их перевода и иллюстративных примеров (предложений). Более по­ лезным, по мнению ученого, было бы введение примеров сочетаемости слов, т.е. ответа на вопрос «как употребить слово в речи?». Анализируя имеющиеся тематические словари, В.В. Морковкин их основным недос­ татком видит отбор словника [13, с. 36—41]. В литературе встречается мнение о несистематичности тематических словарей. Так, по мнению Ё.Н. Хамраевой, в идеографическом словаре на первом плане выступает системность, главенствует принцип «от общего к частному», строго соблюдается иерархия. В тематическом словаре отсут­ ствует системность и иерархия. Его специфика заключается в учебной на­ правленности. Группы в тематических словарях не разделяются на более мелкие, поскольку в нем отсутствует систематичность. Идеографические словари основаны на философском восприятии мира, а тематические сло­ вари, где преобладает ситуативность, передают ту действительность, кото­ рая окружает составителя [24, с. 41]. По мнению Л.Г. Саяховой, тематические классы слов - это лексиче­ ские комплексы, представляющие содержательную сторону всех возмож­ ных в пределах какой-либо речевой темы коммуникативных актов. Эти 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz