Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 1: Рыбы. Вода. Рельеф. Мурманск, 2016.
По мнению В.В. Морковкина, идеографические словари бывают трех типов: идеографические тезаурусы, аналогические словари и учебные идеографические словари. В основе тезауруса Э. Блана, например, лежит синоптический план, потом даются тематически организованные списки слов, относящихся к определенному понятийному классу, а затем приво дятся статьи, содержащие энциклопедические сведения о наиболее важных понятиях, входящих в этот класс. В таком словаре всегда реализуется по пытка создать иерархическую классификацию понятий. Чаще всего недос татком таких словарей является неясность или немотивированность прин ципов выделения понятий. Естественность выделения понятийных классов основывается на живых ассоциативных связях слов [13, с. 30-34]. На это указывает и JI.B. Щерба, отмечая, что «взаимосвязи слов-понятий должны быть представлены не такими, какими они должны были бы быть, а таки ми, как они конкретно существуют в данном коллективе, определяя его ре чевую деятельность (коммуникацию)». По мнению J1.B. Щербы, система слов-понятий в конечном счете является функцией производственных от ношений данного коллектива и условий его жизни. Идеологические (в нашей терминологии идеографические. - О.И.) словари, по мнению Л.В. Щербы, должны дать материал для построения истории мышления, отраженного в языке [27, с. 79, 83]. Идеографическим словарем учебного типа В.В. Морковкин называет тематический словарь и определяет его специфику как словаря учебной направленности. Последнее определяет и состав тематической сетки, и особенность подачи слов. В.В. Морковкину кажется неудачным опыт не- мецко-французского тематического словаря по совмещению в словаре слов, их перевода и иллюстративных примеров (предложений). Более по лезным, по мнению ученого, было бы введение примеров сочетаемости слов, т.е. ответа на вопрос «как употребить слово в речи?». Анализируя имеющиеся тематические словари, В.В. Морковкин их основным недос татком видит отбор словника [13, с. 36—41]. В литературе встречается мнение о несистематичности тематических словарей. Так, по мнению Ё.Н. Хамраевой, в идеографическом словаре на первом плане выступает системность, главенствует принцип «от общего к частному», строго соблюдается иерархия. В тематическом словаре отсут ствует системность и иерархия. Его специфика заключается в учебной на правленности. Группы в тематических словарях не разделяются на более мелкие, поскольку в нем отсутствует систематичность. Идеографические словари основаны на философском восприятии мира, а тематические сло вари, где преобладает ситуативность, передают ту действительность, кото рая окружает составителя [24, с. 41]. По мнению Л.Г. Саяховой, тематические классы слов - это лексиче ские комплексы, представляющие содержательную сторону всех возмож ных в пределах какой-либо речевой темы коммуникативных актов. Эти 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz