Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 1: Рыбы. Вода. Рельеф. Мурманск, 2016.

1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. П остановка задачи Настоящие материалы являются частью тезауруса кильдинского саамского языка. Создание тезаурусов отдельного языка, особенно малого этноса, представляется особенно актуальным в условиях глобализации. Необхо­ димость рассмотрения состояния сохранности, лексики малочисленного языка Кольского полуострова обусловлена ухудшением положения саам­ ского языка кольских саами, связанным с бытовыми функциями, выпол­ няемыми языком, отсутствием мотивации к изучению языка кольских саа­ мов у молодежи Мурманской области по сравнению с интересом этой же молодежи к изучению языка норвежских саамов (северо-саамского), ста­ рением носителей языка (см. подробнее: [28]). Проблема выживаемости языка и критериев его жизнеспособности вызывает интерес в современной филологической науке. Из последних ра­ бот см., напр.: [1]. В работе Т.Б. Агранат подчеркивается, что понятие «ис­ чезающий» язык является относительным [1, с. 29]. Это в полной степени относится к кильдинскому саамскому языку. Так, в критерии «Передача языка от поколения к поколению», как показывают наши полевые иссле­ дования, наблюдается следующая картина: информанты говорят о переда­ че языка через поколение, в данном случае от бабушек и дедушек к внукам. В связи с этим особое значение приобретает создание полной базы дан­ ных лексики кильдинского саамского языка с описанием широкого культу­ рологического фона. Факт, что в полевых исследованиях вымирающего языка лингвисту следует расширять круг задач, выходя за рамки лингвис­ тики, занимаясь проблемами этнографии, культурологии и других смеж­ ных дисциплин, очевиден со времен исследователей XIX века [1, с. 198]. Проблема создания тезауруса исчезающего языка при этом не ограничивается описанием значения, грамматических и дистрибутивных признаков, этимологии слов, но требует описания фоновых знаний носителей языка, в котором аккумулируется многовековой опыт народа. В основе такого описания должен быть, по нашему мнению, положен принцип значимости реалии в культуре данного народа. Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью об­ ращения к вопросу сохранения и систематизации знаний, а также автома­ тизации их поиска. Как известно, тезаурусами называются специальные словари и электронные системы поиска информации. Проблема создания тезауруса языка охватывает несколько направлений: лингвистическая тео­ рия тезауруса и создание словарей, в том числе мультимедийных и элек­ тронных. В любом случае тезаурус изучается как семантическая (когни­ тивная) система представления информации. Формой представления ин­ формации видится нам тезаурус как лексикографическое произведение. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz