Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые
Анализируя имеющиеся тематические словари, В. В. Мор ковкин их основным недостатком видит отбор словника [42, с. 36-41]. Формирование словника происходит за счет минимизации, сжатия лексического состава в результате отсечения некоторых пластов лексики. Словник тематического словаря должен состоять из базовой лексики. Понятие «базовая лексика тематического словаря» не имеет четкого содержательного наполнения, но традиционно обозначает лексический материал для изучающих язык на начальном этапе, который представляет автор словаря. Введе ние определенного пласта лексики при этом сознательно и, возможно, обдуманно. Представляется очевидным, что базовый словарь должен каким-то образом отражать культуру и миро восприятие отдельного этноса, однако для каждого конкретного языка это положение оставляет открытыми как конкретный спи сок тематических групп, так и наполнение, состав этих темати ческих групп (см. об этом: [44, с. 28—29]). Проблемы формирования словника тематического словаря находятся в рамках следующих задач: выявление идеографиче ского статуса единиц с широким (по сравнению с заданной те матической областью) лексическим значением и определение местоположения единиц с двойным (тройным и т. п.) тематиче ским гражданством. Среди более масштабных проблем идео- графирования, ждущих скорейшего разрешения, можно назвать а) принципы построения идеографического синопсиса (совме щение лексикографической традиции, научных представлений о действительности и наивной картины мира), б) идеографиро- вание в аспекте концептуализации национальной картины ми ра, в) интенсификацию активного характера тематического сло варя и др. [51]. Формирование словника кильдинского саамского языка, с нашей точки зрения, необходимо начинать с выделения акту альной лексики языка. Мы используем в работе понятие тема тическая зона, которое, с нашей точки зрения, больше отражает специфику языковой картины мира. Отличие тематической 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz