Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые

параграфе была предпринята попытка обосновать и конкрети­ зировать понятие антропоцентричности языка коренного мало­ численного народа. В основу понятия антропоцентричности языка положено рассмотрение системно-нормативных ограни­ чений в его функционировании, связанных с особенностями человеческой деятельности и с коммуникативно-ситуативным характером человеческого общения. Лексическая система пред­ ставляется в этом плане ярким примером антропоцентричности языка. Антропоцентричность языка коренного малочисленного народа Севера выражается в установлении того факта, что вы­ деление смысла и оформление его в отдельное слово в ланд­ шафтной лексике кильдинского саамского языка непосред­ ственно связано со значимостью реалии в хозяйственной деятельности человека. Так, тот факт, что терминология водно­ го ландшафта в кильдинском саамском языке охватывает все разнообразие водных объектов и более дифференцирована, чем терминология земного ландшафта, показывает разную сте­ пень востребованности данных элементов ландшафта в хозяй­ ственной деятельности саамского этноса. То, что в кильдинском саамском языке признаки реалии земного ландшафта представ­ лены более детализировано ( высота ’, ‘форма ’, ‘наличие расти­ тельности (лес, ягель)’, ‘большой / небольшой (по высоте)’, ‘выше чем / ниже чем’, с растительностью / без растительно­ сти’), связано с необходимостью обозначения значимых гео­ графических реалий для занятий промыслами (оленеводством, охотой). Показателями антропоцентризма в кильдинском саам­ ском языке является «очеловечевание» пространства через его связь с частями человеческого тела (нос, подошва, голова), а также специфическая пространственная ориентация, связанная с особенностью рыболовного промысла (‘расстояние от бере­ га’). А неразличение в языковом сознании носителей кильдин­ ского саамского языка реалий, различающихся в научной терминологии (‘залив’, ‘бухта’ и ‘губа’; ‘наволок’ и ‘мыс’), озна­ чает, что некоторые дифференциальные признаки реалий не играют важной роли в жизни саамского этноса. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz