Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые

В. М. Алпатова, А. Вежбицкой и многих других. Такое внима­ ние к идее антропоцентричности не случайно, так как ‘ anthropocentrism has provided order and structure to humans’ understanding o f the world, while unavoidably expressing the limits o f that understanding [86, c.2]. Классическое определение антропоцентризма как характер­ ной черты лингвистической науки дано Е. С. Кубряковой. Она утверждает, что обращение к сущностным характеристикам но­ сителя языка — человека, интерес к человеку как центру все­ ленной и человеческим потребностям как определяющим раз­ ные типы человеческой деятельности обусловлено стремлением найти объяснение языковым феноменам, устройству языка. Ан­ тропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовер­ шенствования. Антропоцентризм обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных яв­ лений, что человек вовлечен в этот анализ, определяя перспек­ тиву и конечные цели этого анализа. Антропоцентризм знаме­ нует, иными словами, тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследова­ ния и обуславливает его специфический ракурс [29, с. 212]. Показателем антропоцентричности языка является номина­ ция значимых для человека реалий, их частей, особенностей их функционирования. Отсутствие названий для незначимых для человека реалий или их частей — довольно распространенное явление в разных языках. Например, русское слово край обозна­ чает не всякую границу объекта, а только открытую: край стака­ на — это именно верхняя, но не нижняя (соприкасающаяся с дном) граница стенки стакана [55, с. 15]. Названия для нижнего края стакана в русском языке отсутствует. Эта граница незначи­ ма для носителя русского языка и русской культуры. Об особой антропоцентричности терминологии можно го­ ворить, сравнивая научную и народную терминологию. Отме­ чая специфику антропоцентричности научной и народной 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz