Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые
ные («твердая / зрелая» в группе «Растения»; «морская рыба / озёрная рыба», «сырая рыба / свежепросольная рыба / соленая рыба / жареная рыба», «самец / самка» в тематической группе «Рыбы»; «каменистый / песочный», «морской / речной / озер ный / лесной / горный» в тематической группе «Вода»); прива- тивные («съедобный / несъедобный» в тематической группе «Растения»; «во время нереста / после нереста», «свежий / не свежий», «богатый рыбой / без рыбы» в тематической группе «Рыбы»; «глубокий / неглубокий (мелкий)», «широкий / неши рокий (узкий)», «стоячий / проточный», «прилив / отлив», «бедный / богатый рыбой» в тематической группе «Вода»); гра дуальные («сухая / гнилая» в группе «Растения»; «окрас», «раз мер» в тематической группе «Рыбы»; «река / речка» в тематиче ской группе «Вода»). Обращение к субъектам исследования (информант и линг вист) позволило определить специфику методологического подхода к исследованию лексической системы кильдинского саамского языка. Рассмотрение объекта с точек зрения этих субъектов дает возможность увидеть иной путь исследования — рассмотрение факта языка с точки зрения языковой компетен ции носителя языка. Наше исследование показало, что в данном языковом материале принципиальными становятся вопросы разграничения научного и наивного знания о реалиях, опреде ления реальных знаний информантов, влияющие на их спо собность продуцировать осмысленные предложения, а также изучение наивных толкований значений слов носителем языка. 1.3. Антропоцентричность как основа описания лексики кильдинского саамского языка Актуальность темы данной главы обусловлена усиливаю щейся антропоцентричностью исследовательских воззрений, а также важностью обращения к вопросу документации исчеза ющих и малых языков (см., например, об этом [85; 87; 90; 91; 97]), сохранения и систематизации знаний исчезающего языка и культуры северного этноса. В большинстве современных лингвистических исследований антропоцентричный подход к 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz