Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые

называемые зуями. Зуи исполняютразличные мелкие работы: варят пи­ щу, распутывают снасти, моют кадки. Они не получают ничего, кроме мелких подарков, но зато с малолетства приучаются к тяжелым заня­ тиям на тресковом промысле. Зуи, подрастая, проходят все должности, начиная от наживочника и кончая кормщиком, а если мальчик понятлив и смышлен, то со временем, сколотив копейку и сам сделается хозяином» [33, с. 268]. Обращаясь к методологическим проблемам, то есть к про­ блемам, связанным с процессом исследования исчезающего языка, необходимо прежде всего обозначить цель такого иссле­ дования, а именно описание с целью ревитализации и научного исследования [92]. В полевых исследованиях в процессе сбора языкового материала кильдинского саамского языка обнаружи­ лись особенности методологического подхода к исследованию лексической системы данного языка. Во-первых, это проблема языковой компетенции носителя кильдинского саамского языка, обнаруживающая реальные зна­ ния информантов, влияющие на их способность продуциро­ вать осмысленные предложения. В ситуации отсутствия живой разговорной среды и условий для использования языка в личной и общественной жизни, преклонный возраст активных носителей языка, отрыв носите­ лей языка от среды обитания языка — материальной и духовной культуры— естественно обращение к когнитивной, а не ком­ муникативной сущности фоновых знаний у носителей киль­ динского саамского языка. Поэтому типичные способы выявле­ ния фоновых знаний носителя языка (опрос носителей, анализ словарных статей разных типов словарей и текстов художе­ ственной и публицистической литературы) не могут быть ис­ пользованы в полной мере. В такой ситуации исследователю следует фиксировать все знания носителя языка, не различая личное и социальное. Носитель языка, который может быть информантом, рассказывая о своем личном опыте, представляет типичное и обычное, потому что социальная среда, в которой информант вырос, фиксировал только такое знание. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz