Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые
infa ct to a certain extent is so, since every language contains the whole conceptual fabric and mode ofpresentation o f aportion o f mankind [88, c. 56-58]. По нашему мнению, специфика онтологического подхода к исследованию лексической системы исчезающего языка состо ит в учете именно специфики видения мира северного этноса. Эта специфика связана со своеобразным типом хозяйства са амов, в том числе с сезонными кочевками, зависящими от при родных и климатических условий Европейского Севера. Глав ными занятиями саамов всегда были оленеводство и рыболовство. А цикл кочевания зависел от местного ландшаф та, времени года и от биологических особенностей поведения объектов хозяйствования (оленей, рыбы, промысловых живот ных и птиц). Специфика онтологического подхода к исследованию лек сической системы кильдинского саамского языка состоит в при знании антропоцентричности этой лексической системы. Ан тропоцентрический принцип анализа языкового материала означает рассмотрение антропологически обусловленных свойств языка, в первую очередь тех, которые объясняются си- стемно-нормативными ограничениями, связанными с особен ностями человеческой деятельности и с коммуникативно ситуативным характером человеческого общения [59, с. 9—11]. Антропоцентричность языка коренного народа Севера осно вана в нашей работе на установлении того факта, что выделе ние смысла и оформление его в отдельное слово в кильдин- ском саамском языке непосредственно связано с важностью объекта, признака или действия для практической деятельно сти человека. При расширенном понимании методологии к ней относятся не только приемы и средства, но также поставленные цели и исходные презумпции о Природе изучаемого объекта. В круг методологических проблем языкознания, т. е. проблем, связан ных с процессом изучения языка, входят следующие: представ ляет ли собой язык объективное явление или он как предмет языкознания формируется исследователем; каковы критерии истинности научного знания в сфере лингвистики; какова 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz