Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые
См. пример: тассэм — ремень, пояс (мужской, из юфти или яловой кожи, шириной до 10 см, застегивается металлическими пряжками с ор наментом. Праздничный поясукрашается орнаментом из металла или кости; с левой стороны к поясу на цепочках прикрепляются ножны, с пра вой — кожаный мешочек для бумаг и т. п.). Комм.: Маличные рубахи подпоясываются кожаным ремнем — тасмой, украшенным костяными (из рога оленя) или металлическими бляшками. Застегивается он фигурной медной пряжкой. Металлические украшения для этого своеобразного ремня, по словам информаторов, при возили раньше с Печоры. Необходимыми атрибутами тасмы являются также брусок в чехле (туамчас топпенесьт), бирка оленевода (нуури лого- гойне), нож (ныийп) в чехле (тоххп), а также орудие для починки ималь- ниц (вуэррь). Нож обязательно прикрепляют к многорядной цепи. Сзади тасмы иногда свисает обработанный и прикрепленный к ровдужному р е мешку амулет (паннъ) из клыка медведя (нагпаннь) или волка (паль- теспаннь) [ИЭ, с. 74-75]. За словом у носителя языка «скрывается» многое: ассоциа ции социальные и индивидуальные, детские и взрослые, быто вые и литературные. Но стандартизированный набор инфор мации чаще всего называется фоновыми знаниями носителями языка, которые накапливаются постепенно. По замечанию В. Б. Касевича, « любой конкретный язык есть плод культурной эволю ции соответствующих сообществ» [23, с. 161]. В отношении языков коренных малочисленных народов Се вера, исчезающих языков, ориентация на кумулятивную функ цию языка, которая обеспечивает накопление и сохранение вербализованного опыта духовной и материальной жизни народа, представляется особенно перспективной. В ситуации, когда естественная передача, например, кильдинского саамского языка имеет тенденцию к исчезновению, для лингвиста важно обратить особое внимание на жизненно важную функцию язы ка — функцию накопления знаний и культурного опыта наро да, который является носителем этого языка. Такая позиция поз волит не только оставить для поколений то культурное богатство, которое накопил язык, но и во многом понять пси хологию народа, а значит, разработать верную стратегию его ревитализации. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz