Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые

не могут быть признаны алфавиты, имеющие в своем составе латинские графические символы. В результате был сделан вы­ вод о том, что из имеющихся вариантов саамского алфавита (саамский алфавит А. А. Антоновой (1990), саамский алфавит Г. М. Керта (1986), саамский алфавит Р. Д. Куруч, И. В. Вино­ градовой, Р. И. Яковлевой (1991) и саамский алфавит Н. Е. Афанасьевой, Р. Д. Куруч, Е. И. Мечкнной и др. (1985)), алфавитом, имеющим в своем составе латинские графические символы, является только саамский алфавит Н. Е. Афанасьевой, Р. Д. Куруч, Е. И. Мечкиной и др. (1985), так как он содержит такие символы — j и h. Все остальные алфавиты таких симво­ лов не имеют, поэтому могут быть признаны легитимными и могут быть использованы при практическом применении. Лексикография является, с одной стороны, описательной наукой, так как описывает признаки слова, а с другой стороны, ее можно назвать наукой интерпретирующей. Последнее опре­ деление науки лексикографии возможно, если иметь в виду со­ держание словарной статьи, который содержит комментарий к лексическому значению слова. Для составления такого комментария необходима большая работа составителя по сбору информации. Если составитель словаря — носитель исчезающего языка (одного из языков или всех представленных в переводном словаре языков), то пробле­ ма состоит в том, чтобы собрать всю необходимую информа­ цию. Первый вопрос, который при этом необходимо решить лек­ сикографу, —это какие источники информации использовать. Традиционные методы сбора исчезающего языкового материа­ ла, такие как полевые исследования, ассоциативные экспери­ менты, использование национальных баз данных, в случае, исче­ зающих языков должны дополняться анализом письменных источников, если они есть, а также данными из этнографиче­ ской литературы. При этом вторичность материала (ученый за­ писывал материал, а лексикограф вынужден верить фактам это­ го другого ученого) создает субъективность представления реалии в словаре, но иного пути нет. Работа с информантами 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz