Иванищева О.Н. Материалы к словарю кильдинского саамского языка. Часть 2: Животные. Птицы. Насекомые

1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Феномен словаря исчезающего языка Актуальность проблемы создания тезауруса исчезающего языка (critically endangered language) обусловлена важностью об­ ращения к вопросу сохранения и систематизации знаний, а также автоматизации их поиска. Как известно, тезауру-сами называются специальные словари и электронные системы поиска информации. Проблема создания тезауруса языка охва­ тывает несколько направлений: лингвистическая теория тезау­ руса и создание словарей, в том числе мультимедийных и элек­ тронных. В любом случае тезаурус изучается как семантическая (когнитивная) система представления информации. Формой представления информации видится нам тезаурус как лексико­ графическое произведение. Словарь исчезающего языка— феномен, концентрирую­ щий в себе несколько возможных оппозиций: «словарь-язык», «словарь-пользователь» и «словарь-составитель». В каждой группе оппозиций роль словаря определяется его основным и исконным предназначением— словарь как собрание слов, но имеет свою специфику, отличающую словарь исчезающего языка от словарей других языков. Общие проблемы исчезающе­ го языка — старение носителей языка, исчезновение или упадок литературы на языке, забвение культуры, политические, соци­ альные и экономические причины, угасание или вырождения этноса —отражаются на составе словаря, степени сохранности языка, мотивации к его изучению, формам преподавания. В выделении оппозиции «словарь-составитель» необходимо отметить, что составителем словаря исчезающих языков может быть носитель языка или его исследователь, не владеющий язы­ ком. Такие словари предназначены для учебных и переводче­ ских целей и часто ставят своей целью помочь представителям этноса изучать или совершенствовать свой собственный язык. В этой ситуации актуально рассмотреть проблемы, которые встают перед составителем словаря исчезающего языка (critically

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz