Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

смотрение объекта с точек зрения этих субъектов дает возможность увидеть иной путь исследования - рассмотрение факта языка с точки зрения языковой компетенции носителя языка. Наше исследование показало, что в данном языковом материале принципиальными стано­ вятся вопросы разграничения научного и наивного знания о реалиях, определения реальных знаний информантов, влияющие на их способ­ ность продуцировать осмысленные предложения, а также изучение наивных толкований значений слов носителем языка. 3.5. Антропоцентричность как основа описания лексики кильдинского саамского языка Актуальность темы данной главы обусловлена усиливающейся антропоцентричностью исследовательских воззрений, а также важно­ стью обращения к вопросу документации исчезающих и малых языков (см., например, об этом [237; 240; 244; 246; 260]), сохранения и систе­ матизации знаний исчезающего языка и культуры северного этноса. В большинстве современных лингвистических исследований антропо- центричный подход к исследованию языковых фактов характеризуется декларативностью. В связи с этим необходимо определить показатели антропоцентричности такого языка этноса, который имеет ограничен­ ный словарный состав, отражает наивные знания этноса, сохраняет тесную связь с природным окружением. Таким языком является киль­ динский саамский язык. Необходимо определить суть антропоцентричности исчезающего языка (на материале кильдинского саамского языка). Антропоцентричность - универсальный принцип организации языковой картины мира, неотъемлемое, универсальное свойство языка. Антропоцентричность проявляется на разных уровнях языковой систе­ мы - фонетическом, лексическом и грамматическом. В основу данной работы положен такой принцип анализа языкового материала, который означает рассмотрение антропологически обусловленных свойств язы­ ка, в первую очередь тех, которые объясняются системно­ нормативными ограничениями, связанными с особенностями челове­ ческой деятельности и с коммуникативно-ситуативным характером человеческого общения (см. об этом [169, с. 9-11]). Антропоцентричность языка коренного малочисленного народа Севера основана в нашей статье на установлении того факта, что выде­ ление смысла и оформление его в отдельное слово в кильдинском са­ амском языке непосредственно связано с важностью объекта, признака или действия для практической деятельности человека. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz