Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

языка должен выполнять в первую очередь очень важную функцию - сохранение компонентов традиционного мировоззрения, которое заклю­ чает в себе главные жизненные смыслы северного этноса. Образ жизни коренных малочисленных народов определяется в основном тремя факто­ рами: природными условиями, типом расселения и типом хозяйства, два последних при этом определяют тип культуры. Эти знания отражают бо­ лее архаичное, фундаментальное отношение человека к миру с точки зре­ ния смысла, утилитарные ценности народной культуры. По своей сути наши словари являются переводными (двуязыч­ ными) словарями, то есть содержат исходное слово на саамском языке и словарную статью с переводным эквивалентом чаще всего в виде описания. Кроме лексики саамского языка, эквиваленты, комментарии и пояснения в словаре даются на русском языке. Но основное внимание уделено в словарях не грамматическим признакам слова, а культуроло­ гическому комментарию, который отражает фоновые знания носителя языка. См. пример: тассэм - ремень, пояс (мужской, из юфти или яло­ вой кожи, шириной до 10 см, застегивается металлическими пряжками с орнаментом. Праздничный пояс украшается орнаментом из металла или кости; с левой стороны к поясу на цепочках прикрепляются ножны, с правой - кожаный мешочек для бумаг и т.п.). Комм.: Маличные руба­ хи подпоясываются кожаным ремнем - тасмой, украшенным костяны­ ми (из рога оленя) или металлическими бляшками. Застегивается он фигурной медной пряжкой. Металлические украшения для этого свое­ образного ремня, по словам информаторов, привозили раньше с Печо­ ры. Необходимыми атрибутами тасмы являются также брусок в чехле ( туамчас топпенесьт), бирка оленевода ( нуури логогойне), нож {ныийп) в чехле ( тоххп ), а также орудие для починки имальниц ( вуэррь ). Нож обязательно прикрепляют к многорядной цепи. Сзади тасмы иногда свисает обработанный и прикрепленный к ровдужному ремешку амулет ( паннь ) из клыка медведя ( нагпаннь ) или волка ( паль- теспаннь) [ИЭ, с. 74-75]. За словом у носителя языка «скрывается» многое: ассоциации социальные и индивидуальные, детские и взрос­ лые, бытовые и литературные. Но стандартизированный набор инфор­ мации чаще всего называется фоновыми знаниями носителями языка, которые накапливаются постепенно. По замечанию В.Б. Касевича, «любой конкретный язык есть плод культурной эволюции соответ­ ствующих сообществ» [80, с. 161]. В отношении языков коренных малочисленных народов Севера, исчезающих языков, ориентация на кумулятивную функцию языка, 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz