Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

Кольском полуострове (Мурманская область) [ИБ; ИЭ; ИМ], опыт мно­ голетних полевых исследований, научное общение с коллегами и носи­ телями языка, а также идеи, в частности У Мозель, о том, что цель словаря исчезающего языка не перевод или изучение языка, а его опи­ сание с целью ревитализации и научного исследования [247]. В оппозиции «словарь - язык» рассматривается соотношение со­ става, а также степени изученности лексики кильдинского саамского языка и языкового материала, который представлен в имеющихся на современном этапе словарях кильдинского саамского языка. В оппозиции «словарь - пользователь» рассматривается соотно­ шение потенциального и реального пользователя словаря исчезающего языка. Среди имеющихся словарей кильдинского саамского словарь Г.М. Керта [К] учебный и предназначен для учащихся начальной шко­ лы. Цель данного учебного переводного словаря обозначена автором как успешное овладение учащимися родным (кильдинским саамским) и русским языками. Словарь под ред. Р.Д. Куруч [АФ] предназначен для специалистов по финно-угорским языкам, этнографии и для всех инте­ ресующихся саамским языком, а словарь А.А. Антоновой [АН] - для всех, кто изучает саамский язык, а также для носителей языка, которые хотят научиться писать и читать на родном языке, учителей и специа­ листов по саамским и другим финно-угорским языкам [АН, с. 5]. Сло­ варь А.А. Антоновой появился в связи с ее переводом книги шведской писательницы А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок» на саамский язык. По словам участника редакторской группы словаря Э. Шеллер, словарь является дополнительным вспомогательным инструментом для чтения книги («Пеппи Длинный Чулок» по-саамски). В “The Oxford Guide to Practical Lexicography” представлены ти­ пы пользователя словаря. Авторы утверждают, что путь к созданию востребованного словаря - это изучение пользователя, его запросов и навыков. Нужно очень отчетливо представлять, кто будет использовать словарь, с какой целью и какие навыки будут нужны пользователю данного словаря. Чтобы отнести пользователя к той или иной группе, нужно знать ответы на следующие вопросы: тип пользователя - к какой из следующих групп пользователь принадлежит - взрослый, ребенок или школьник? если это изучающий язык, то он начинающий, продолжающий изучать язык или находится на продвинутом этапе? обычный пользователь или специалист (тогда какой отрасли)? каковы цели пользователя словаря - учебные, личные или профессиональные? 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz