Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

ственниками, 8% - переводчиками с саамского языка, 3% - учителями саамского языка. Анкетирование учителя саамского языка Муниципального бюд­ жетного общеобразовательного учреждения «Ловозерская средняя об­ щеобразовательная школа» P.M. Рахманиной выявило ее позиции по отношению к преподаванию этого языка в школе. P.M. Рахманина счи­ тает, что преподавание саамского языка должно быть обязательным, что необходимо ввести новую педагогическую специальность «Саам­ ский язык», чтобы готовить квалифицированных педагогов для средних учебных заведений и вузов, что преподавание саамского языка должно быть интегрированным с обязательными дисциплинами (саамской ли­ тературой, историей саамов, изучением животных, которые являются основными в саамских промыслах и т.д.). Главными задачами занятий по саамскому языку P.M. Рахманина считает следующие: развитие коммуникативных способностей личности и умений выражаться на саамском языке, получение знаний по истории саамского народа, раз­ витие чувства национальной идентичности, хотя считает, что задач может быть намного больше и необходим комплексный подход, кото­ рый способствует получению устойчивых языковых навыков. Изучение и преподавание саамского языка осложняется несколь­ кими факторами. Во-первых, саамский язык на территории Кольского полуострова представлен 4 языками (диалектами). Кильдинский саам­ ский язык - самый распространенный, но и другие кольско-саамские языки имеют право на сохранение и возрождение академическим путем (то есть путем изучения в учебных заведениях). Во-вторых, неустояв- шаяся графическая система, неутихающие споры вокруг обозначения специфических для саамского языка звуков не позволяет создавать пособия, с которыми все носители саамского языка были бы согласны. Этим в том числе объясняется необходимость (и желание) каждого преподавателя саамского языка создавать собственные разработки, а не пользоваться какой-то одной из уже имеющихся. В-третьих, дискусси­ онным остается вопрос, чему учить, - разговорному языку, позволяю­ щему общаться в быту, или преподавать систематический курс, вклю­ чающий курс грамматики саамского языка. В-четвертых, отсутствие необходимых часов в учебных планах школы не дает возможность сде­ лать саамский язык обязательным, а при соблюдении принципа добро­ вольности ученики ориентируются на согласие (желание) родителей, да и то только ученики начальных классов. На вопрос, почему не хотят изучать саамский язык ученики среднего и старшего звена, учитель, завуч и директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz