Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
предназначена для учащихся 1-4 классов, является авторской и вклю чает в себя следующие темы: Новый саамский алфавит; Знакомство с саамским букварём под редакцией А.А. Антоновой; Обучение пра вильному произношению всех звуков саамского языка; Школа; Осо бенности употребления предлогов в саамском языке; Семья; Посуда; Р .ття ; Саамские сказки; Саамские загадки; Саамские пословицы и пого ворки; Саамские песни; Саамские национальные игры; Дикие и до машние животные; Игрушки. Цель кружка - расширить представление о культурно историческом наследии Кольского Севера, привить интерес к изучению саамского языка, а его программа учитывает региональный компонент и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения и привитие интереса к истории народа, его культуре и языку коренного населения, как указано в пояснительной записке. Анкетирование, проведенное среди учеников классов Муни ципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ловозер ская средняя общеобразовательная школа» в ноябре 2014 года, показа ло, что почти всем из 20 детей занятия по саамскому языку нравятся: 1 ответил, что занятия по саамскому языку ему не нравятся, 2 человека ответили, что эти занятия им не очень нравятся. С радостью идут на эти занятия 13 детей (65%), а если бы учитель сказал, что завтра на занятия по саамскому языку приходить всем не обязательно, то 8 чело век все равно пошли бы на занятие (40%). 6 ученикам не нравится, когда занятия по саамскому языку отменяют (30%), а 5 ребятам хоте лось бы иметь домашние задания по саамскому языку (25%). Часто рассказывают о своих занятиях по саамскому языку 6 человек (30%), а 17 ученикам (85%) нравится учитель по саамскому языку. Те, кто более положительно и эмоционально относится к заняти ям по саамскому языку, - это, конечно, ученики 1 класса. Ребята, изу чающие саамский язык, кроме саамского, больше всего любят такой предмет, как русский язык, считаются «хорошистами», но хотели бы быть отличниками. Важный факт, что среди опрошенных детей, уже изучающих саамский язык, 67% не хотели бы иметь саамский язык обязательным школьным предметом, а 21% хотели. Причинами изуче ния саамского языка ребята указали следующее: «родители заставля ют» (37%), «учителя заставляют» (34%), «в школе есть предмет» (24%), «сам хочу» (5%). 42% учеников любят на занятиях саамского языка песни, 29% - стихи, 10% - учителя, 9% - сам язык. 63 % учеников хо тят научиться говорить, писать, читать на саамском языке. Знамена тельно, что 53% анкетируемых хотят быть оленеводами, 29% - путеше 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz