Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

В 2014 году в селе Ловозеро в Национальном культурном центре курсы саамского языка вела Валентина Кириллова. В интервью В. Ки­ риллова сообщила, что начала преподавать язык с 2008 года. Но в 2008 году попытка создать курсы саамского языка была не очень успешной в связи с реорганизацией Национального культурного центра. В 2013 году государство выделило квоту на создание спецкурса саамского языка. По специальности экономист, В. Кириллова долгое время рабо­ тала на Кольском саамском радио, готовила материалы на саамском языке, все ее родственники владеют языком, и она решила преподавать саамский язык. В 2014 году при Национальном культурном центре существовало 2 группы: одна - для сотрудников центра, а другая - для остальных желающих изучать саамский язык. Поскольку большинство сотрудников Национального культурного центра не владеют языком, то необходимость создания этой группы была очевидна. Эта группа со­ стояла из 12 человек. Другая группа, ориентированная на местное население, состояла из 6 человек. В нее входили разные возрастные категории: 2 женщины на пенсии, студентка, 3 детей школьного возрас­ та (ученики 4 класса Ловозерской школы). В интервью с В. Кирилловой, проведенном в марте 2014 года, она сообщила основные принципы своей педагогической деятельности. В. Кириллова отметила, что, несмотря на достаточное количество учебных пособий для начальной школы, она работает по собственной программе. Программа В. Кирилловой состоит из нескольких разделов: изучение грамматики и лексики, особое внимание преподаватель уделяет разговор­ ной речи, так как «можно долгое время изучать слова, грамматические материалы, но это все будет бесполезно и, можно сказать, бессмысленно без «живого» человеческого общения». Для В. Кирилловой важно, чтобы саамский язык был «живым», то есть языком, «на котором люди способны вступать в диалог и обсуждать определенные темы». В фонетике препода­ ватель особое внимание уделяет сонорным звукам кильдинского диалекта саамского языка. В своей программе В. Кириллова лексику разделила на несколько частей: базовые фразы приветствия, прощания, а также темати­ ческих категорий: одежда, предметы мебели, быт, транспорт, школа и образование, животные. В. Кириллова отмечает, что она сторонник инди­ видуального подхода в преподавании языка. Желание изучать саамский язык в настоящее время, по мнению В. Кирилловой, связано с националь­ ным самоопределением, со стремлением не забывать о своих историче­ ских корнях и традициях. В ноябре 2014 года нами была проанализирована ситуация с изу­ чением кильдинского саамского языка в Муниципальном бюджетном 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz